Могилы праведников — Киврей цадиким. Часть 1.
Испокон веков в еврейском народе существует обычай посещать могилы праведников. Попытке понять смысл этого обычая и будет посвящено несколько ближайших постов.
Многие современные люди видят в этом пережиток времени, отдающий язычеством. Но и раньше отношение к этому вопросу, впрочем, как и к любому другому, было неоднозначным.
Наиболее ярким противником визитов на могилы праведников был Рамбам. В «Законах траура» он пишет:
«Не ставят памятники на могилах праведников. Память о них – это их слова. И пусть человек не посещает эти могилы» (1).
Такая позиция, видимо, обусловлена представлениями Рамбама о душе и теле. Он считает, что после смерти душа человека отделяется от тела, а тело постепенно разлагается до составлявших его первоначальных элементов: «И прах возвратится в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу» (2), и в рамках естественных законов природы не остается возможности для связи души человека с его телесными останками.
Кроме того, праведный человек считается живым даже после смерти, даже когда у него уже нет тела. А злодей считается мёртвым, даже когда его тело бодро разгуливает по земле. Поэтому сохранение памяти об умершем праведном человеке, способной повлиять на происходящее в этом мире, должно заключаться в изучении его духовного наследия. А любая связь с местом захоронения его останков лишена всяческого смысла.
Но есть со словами Рамбама несколько проблем.
Во-первых, в Торе написано, что ещё праотец Яаков поставил монумент на могиле Рахели – «И поставил Яаков памятник над могилой ее. Это могильный памятник Рахели до сего дня» (3).
Во-вторых, в Талмуде упоминается рассказ о том, что Калев – один из разведчиков, посланных из пустыни осматривать Землю Израиля, отделился от группы товарищей и завернул в Хеврон, чтобы распластаться на могилах праотцов (4).
И самое интересное. Сохранилось письмо Рамбама, где он пишет, что 6 Хешвана он побывал в Иерусалиме и молился на месте Храма, а 9 Хешвана отправился в Хеврон, чтобы «поцеловать находящиеся в Пещере могилы праотцов» («לנשק קברי אבותי במערה»). В тот же день он пришёл в Пещеру и там молился. И он дал обет, что эти два дня, 6 и 9 Хешвана, будут для него впоследствии праздничными днями.
Получается, что в одном месте Рамбам пишет, что не надо приходить на могилы праведников, а в другом он описывает свое собственное паломничество в Хеврон, куда он отправляется не только для того, чтобы побывать на могилах, но и для того, чтобы поцеловать их, и молиться рядом с ними.
Но может быть, авторство этого письма приписывают Рамбаму по ошибке. А может быть, Пещера праотцов является для него исключением из общего правила, и, в отличие от остальных могил, её посещение приветствуется, ведь упоминание об этом содержится еще в Талмуде.
И обратите внимание, Рамбам (или автор письма, кем бы он ни был) приравнивает посещение места захоронения праотцов к посещению места иерусалимского Храма. И там, и там он молится, и ту, и другую дату он объявляет днями своего личного праздника.
Можно найти и другие параллели между этими двумя местами, даже на уровне архитектуры. Здание Пещеры праотцов, построенное царём Иродом, по нескольким параметрам является уменьшенной копией Храмовой горы. И подобие между ними слишком точное, чтобы быть случайным.
Дополнение №1.
Против какого именно обычая выступает Рамбам, вам подробно расскажет караимский мудрец 10 века Сахл бен Мацлиах:
«Как я могу промолчать, когда некоторая часть народа Израиля стала следовать путям идолопоклонников!!! Они сидят на могилах, ночуют между захоронениями, обращаются к мёртвым и говорят: раби Йоси а-Глили излечи меня, дай мне потомство. И зажигают свечи на могилах праведников, и воскуряют им на кирпичах, и завязывают узлы на пальме праведника от разных болезней, и умоляют умерших праведников, и дают им обеты, и взывают к ним, и просят их исполнить все их желания» (5).
Дополнение №2.
Комментаторы Рамбама пришли в полное недоумение от его фразы: «И пусть человек не посещает эти могилы» ( וְלֹא יִפְנֶה אָדָם לְבַקֵּר הַקְּבָרוֹת) , которая совершенно не вписывалась в привычные им представления о иудаизме. И их попытка её объяснить заслуживает отдельного внимания.
У Рибаша (р. Ицхака бен Шешета) — ученика Рана, упомянутого в начале третьей части, точно знавшего, что могилы праведников принято посещать, от этой фразы Рамбама от удивления округлились глаза. И в своем респонсе (6) он попытался объяснить, что же означают загадочные термины לא יפנה и לבקר. И вот, что он пишет:
«Языковой смысл этой фразы несколько непонятен (то есть полная загадка). И также в некоторых рукописях есть другая версия — «И пусть человек не посещает кладбище» («кладбище», а не «могилы»). И, как мне кажется, эта фраза относится к предыдущему предложению – «Не ставят памятники на могилах праведников», то есть не возводят строения, напоминающие о похороненных под ними, так как праведникам этого не требуется. Память о них — их хорошие поступки. А слова לא יפנה означают «пусть не поворачиваются лицом», то есть пусть человек не смотрит на кладбище, и не смотрит на строение над их могилами, а смотрит только на их поступки…
И не надо понимать слова לא יפנה, как «пусть не справляет нужду в сторону кладбища»… И также не надо понимать слово לבקר как «проверять» или «посещать» умершего, то есть не надо приходить на кладбище, чтобы проверить жив ли похороненный или мертв… И также не надо понимать לא יפנה как «пусть не эвакуируют», так как запрещено выносить умерших с кладбища…»
А другой комментатор, Радбаз, всё-таки понял слово לבקר как «проверять» или «посещать» умершего и написал, что здесь Рамбам имел ввиду, что запрещено открывать могилы, чтобы посетить самого умершего, а посещать могилы снаружи – это нормально и общепринято.
_______
(1) Мишне Тора, Судьи, Законы траура, 4:4.
(2) Коэлет, 12:7.
(3) Берешит, 35:20
(4) Сота, 34б.
(5) Leiden, Bibliotheek der Rijksuniversiteit, Warner, 73: N
(6) תשובות הריב»ש תכ״א
Смотрите также:
Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra
И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra/