Поделиться

Глава Ваишлах | Подражая «Евгению Онегину»

Арье Юдасин Ваишлах Сифтей Коэн

Заметка по недельной главе Ваишлах — по комментариям Шаха, автора «Сифтей Коэн»

Помните: «Они сошлись… стихи и проза, лёд и пламень… не столь различны меж собой, как эти люди». Словно про встречу Якова с Эсавом из недельной главы Торы Ваишлах! Но, поскольку Пушкин таки описывает иную историю, обратимся, как обычно, к Шаху.

Эсав имеет на брата-двойняшку большой зуб. Первородство ловко увёл, отцовское благословение вообще забрал обманом, ух! Причём  то, на что надеялась их общая мама Ривка, отправляя Якова в путешествие: «Дождёмся, пока утихнет его гнев» — не произошло.

Эсав избрал для жизни Италию, но назвал её «Страной Сеир» (козла) – чтоба всегда саднил, пылал перед глазами братнин обман. Ведь именно шкурками козлят накрывал Яков руки, притворяясь Эсавом перед отцом! А новое прозвище самого Эсава – Эдом (красный), напоминает о похлёбке из красной чечевицы, на которую Эсав второпях променял первородство. Не зря говорят учителя: «гнев грешников пылает вечно». В общем, как тешился он мыслью убить брата, так и тешится. И продолжает вытеснять из памяти сам факт братства.

Говорит Шах, что Эсав хотел быть  умнее Каина. Тот убил брата-Эвеля при жизни своего отца, но так и не остался единственным наследником: у Адама родился новый сын. Эсав же облизывается: «Приблизятся дни траура по отцу и я убью Якова!». Поскольку у Эсава душа Каина, а у Якова – душа Эвеля, мы видим, что дело весьма серьёзно.

И Яков проделывает несколько странных манипуляций, о которых рассказывает глава Ваишлах. Он разбивает свой лагерь на два стана, шлёт брату в подарок 3 стада животных, символизирующих различные аспекты их отношений, готовится к войне и молится о мире. Мы узнаём, что бесстрашный Яков «очень устрашился»!

Чего? Не за себя, ему уже давно обещана Б-жественная защита. И не 400-т идущих с Эсавом воинов. Только что доложили посланные (в высшие миры) ангелы, что эта армия просто «солома» («каш», гематрия 400). У пророка Овадьи, прозелита из потомков Эсава, будет сказано: «И станет дом Якова пламенем, а дом Эсава соломой». Между прочим, в далёком будущем из разгромленной армии эдомитян уцелеет «400 человек на верблюдах». Это те, в ком души спутников Эсава, все они в итоге отказались воевать против Израиля. Чем изрядно помогли Эсаву в пробуждении братских чувств.

Устрашился Яков за нас, его потомков. «Два стана» из главы Ваишлах, на которые он разделил свой караван – это доброе и злое начало. Не может человек в этом мире жить только возвышенной духовной реальностью: «если бы не злое начало, не сеяли бы, не женились и не плодили детей». Не зря же Яков в своей молитве использовал два понятия: «Ты сделал мне добро и ещё улучшил». «Добро» – это доброе начало. «Улучшил» — злое. Вспомните, единственный раз Б-г оценил Свою работу по творению мира  на «очень хорошо» — в день создания смерти и дурного начала. В день сотворения человека.

Однако, когда силы земной страсти и инстинкта начинают преобладать, люди попадают под власть ангела зла. Он же – ангел Эсава. И тогда разрушительная ненависть Эдома может проявляться как бы на «законных основаниях», на «своей территории».

Мы, потомки Якова, постоянно находимся в опасности. Стоит нам увлечься земным преуспеянием, захотеть подражать удачливому в данную эпоху народу – как ослабевает наша связь с главным наследием Якова – Торой. И тогда у ангела Эсава обнаруживаются логические, а также громко стреляющие аргументы…

Шах говорит, объясняя описанное в главе Ваишлах, что многие из действий Якова были направлены на то, чтобы подчеркнуть перед всем миром: они с Эсавом братья! И стыд перед людьми – брат преследует брата! – может удержать Эсава от использования главного его благословения: «мечом своим будешь ты жить».

Эсав и поныне ищет способ забыть о нашем братстве. Тут и «коварный еврейский всемирный заговор», и якобы патологическая еврейская хитрость и жадность (у самого честного и самого «дающего» в мире народа!), и «трусливый жид, спрятавшийся от фронта на складе» (хотя по числу Героев Советского Союза маленький еврейский народ занял 3-е место – даром, что евреев старались поменьше награждать)… И «кровавый навет», ныне гуляющий как в традиционно-идиотской форме, так и в осовременненой, типа «кровожадного истребления добродушных палестинцев»…

Якову удалось пробудить у Эсава хотя бы ненадолго братские чувства и в главе Ваишлах дело кончилось миром. Нам надо учиться у праотца. Напоминать людям о нашем всеобщем братстве, Б-жественном образе, «впечатанном» в каждого из потомков Адама. Благо это чистейшая правда! И крепко держаться за своё вечное наследие – Тору. Вот такая еврейская хитрость.

Читайте также:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com