Поделиться

Глава Толдот | Правда о «еврейских торгашах»

Арье Юдасин Толдот Сифтей Коэн

Заметка по недельной главе Толдот — по комментариям Шаха, автора «Сифтей Коэн»

Все знают анекдот: звонит Рабинович в антисемитскую лигу: «А пгавда, что евгеи пгодали Россию?» — «Да, правда…(непереводимая игра слов)» — «А где я могу взять свою долю?».
Сегодня мы посмотрим, что расскажет автор «Сифтей коэн» о первом еврейском «гешефте» — покупке Яковом первородства у брата Эсава в недельной главе Толдот. И про «обманом» добытое Яковом отцовское благословение.

Но вначале предистория. Родители братьев, Ицхак и Ривка, были бездетны 20 лет. Почему? «Создатель желает молитвы праведников». Дело в том, что Ривку благословил, отправляя из родного дома, брат – злодей и колдун Лаван: «Да будешь ты тысячами и десятками тысяч!».

Шах показывает на пасуках из Торы, что само это благословение подразумевает преимущество Эсава (связанного с «тысячами») над Яковом («десятки тысяч»). И чтобы уменьшилось влияние благословений злодея, а «очерёдность» братьев соответствовала приоритетам добра, Ривка должна буквально переродиться.

Как это достигатся? Многократной искренней молитвой. Ведь молитва — «работа в сердце»; человек, меняющий свой главный жизненный орган, воистину становится другим. Иначе видит мир, попадает под действие иных его законов…

В начале главы Толдот мы видим, что братья толкались и спорили ещё в животе матери. Говорят мудрецы, что когда Ривка шла мимо мест идолопоклонства, активизировался Эсав, возле ешивы Шема и Эвера (сына и внука Ноаха) – довольно вертелся Яков. Что же она, праведница, делала возле капищ?! Приходила поговорить с находящимися там женщинами, попробовать вернуть их к Создателю.

Само слово «толкались» грамматически интерпретируется также, как «воевали» или «отменяли постановления друг друга». Или «спешили, состязались». Пока не договорились о разделе сфер влияния. Эсаву достался земной мир, Якову – мир будущий, вечный. Так что Эсав, желавший получить поменьше, да поскорее (нетерпеливая натура!), вышел и ростом повыше Якова, и более «взрослым» — оформленным, волосатым.

Интересно, что одна из гематрий имени «Эсав» — «шалом», мир. В данном случае это означает противоположность, противостояние ценностей Эсава и истинного мира. Не зря же он получит благословение: «мечом будешь жить»! Сегодня мы можем добавить, что за маской внешнего миролюбия, трепотни о «любви и братстве людей» у Эсава обычно прячется ненасытная страсть и захватническая идеология.

И вот в день смерти дедушки-Авраама приходит утомлённый Эсав домой, а там Яков варит чечевичную похлёбку. Между прочим, учителя советуют есть чечевицу  хотя бы раз в месяц,- она избавляет от многих болезней, особенно «аскара» (дифтерии). И – отличное средство для восстановления сил. Эсав так устал (убил царя Нимрода, гонялся за зверьми, развратничал…), что боится умереть от переутомления: «Я же иду умирать!». Он просит: «Влей мне (быстренько) в глотку твоё варево!».

И Яков предложил «дил»: сейчас я спасу твою жизнь, а ты мне за это передашь первородство. Не смотри, что суп дёшев, он — цена твоей жизни! И требует от брата поклясться, зная его трюки. Действительно, когда в дальнейшем побеждённый ангел Эсава объявит: «Отныне твоё имя не Яков, а Израиль», здесь, кроме признания возвышенной миссии нашего народа, будет подвох. «Первородство продано Якову, а ты отныне другой человек!». Однако Создатель назовёт его обоими именами, подчёркивая неотменность сделки.

С первородством ясно, оно нужно Якову для служения Б-гу (в те времена роль священников исполняли первенцы). Эсав же, и так получивший при разделе весь мир, о двойной доле первенца в отцовском наследстве не беспокоился. А вот что с благословением, которое Яков хитростью выманил у Ицхака? Сделать это упросила любимого сына Ривка.

Яков сомневается: «Увидит отец (Небесный!) мой обман (мы же условились: этот мир Эсаву, мне – высший), и я заслужу проклятье вместо благословения». Но мать в ответ: «На меня твоё проклятие, сын мой». Как это?

А вот как: если благословение получит грешник Эсав, он возгордится и распоясается ещё больше, и люди станут проклинать меня, мать злодея. А так, будучи бедным, он не сумеет много натворить. Ицхак же надеялся на иное: когда Эсав окажется в центре всеобщего внимания, он будет вынужден сдерживать свою распущенность, вести себя достойней. Сегодня, на примере многих «знаменитостей», мы видим правоту Ривки.

Неслучайно в главе Толдот Яков начнёт разговор с отцом со слова «Анохи» (разговорное «я» на иврите «ани»). Ведь так начинаются десять заповедей, на которые намекает Яков! Именно ради праведных потомков он нуждается в благословении. Ну, как вам «еврейское жульничество»?

Читайте также:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com