Поделиться

Сила восприятия: мудрость или животные инстинкты?

Дальше в 19 отрывке Царь Соломон говорит:

Мудрость даст мудрому больше силы, чем десять властителей, что в городе.

Что имеется в виду под десятью властителями? Десять властителей – два глаза, два уха, две руки, две ноги, половой орган и рот. Это — важнейшие органы человека. При этом Божественная мудрость (Хохма) дает силу больше, чем сила восприятия.

Например, человек, у которого нет знаний, идет по улице, смотрит, как какой-то мужчина с ножом режет другому мужчине ногу. Что ему подсказывает восприятие? Нужно его остановить. Но если он знает, что это хирург и он сейчас ему лечит ногу, то он не должен его останавливать.

Или другой пример: человек сидит в кинотеатре, смотрит фильм и ему плохо видно. Он берет фонарик и начинает светить на экран, чтобы лучше стало видно. По идее, должно быть лучше видно, а по факту – будет хуже видно, потому что в кинотеатре если посветить на экран, то вообще ничего не будет видно.

Получается, что Божественная мудрость и полные знания о мире, дают силу мудрецу больше, чем его органы чувств и восприятие.

Дальше 20 отрывок такой:

Человек так устроен, что нет праведника на земле, который делал бы только добро и не грешил.

Человек на иврите будет «Адам». «Адама» – это земля. Получается, что человек из земли взят и в землю возвратится. И Бог сделал человека так, что у него есть животные инстинкты. И инстинктивная, животная сущность человека все время его ведет ко греху. Как написано: «у входа грех лежит, и к тебе его стремление».

И вот есть праведник, который поставил управлять собой Божественную мудрость. Он говорит: «Я иду только по слову Бога». То есть у него есть единственная система, которая им управляет – это Божественная мудрость. Как Тора велит, так он и делает. Но в любом случае его природа может его немного обмануть. Как?

Как известно, человек видит в чужом глазу соринку, а в своем глазу бревна не замечает. Само восприятие человека: как он воспринимает себя, окружающий мир и других людей, подвержено инстинктивным, животным законам.

В эпоху Талмуда был один из мудрецов, который сдавал свое поле, и его арендатор каждую среду приносил ему часть урожая. Этот мудрец — хозяин поля, был судьей. Однажды арендатор принес урожай фруктов этого мудреца, но на день раньше. Почему? Потому что в этот день у него был суд, и он должен был судиться у этого судьи. И он говорит: я раньше пришел, просто пораньше принес корзину. А судья ответил, что он его судить не будет, потому что у него будет предвзятое отношение.

Какое же предвзятое отношение, ведь это же его урожай, только он отдает его на пару дней раньше. Но судья говорит: «Нет, пусть будет другой судья». А сам подошел к залу и за дверью стоял, слушал.

Когда говорил его арендатор, то он восклицал: О, как красиво сказал, молодец! То есть, у него все равно изменилось восприятие, хотел он или не хотел. Потому что когда есть взятка, она ослепляет даже разум праведников. А у человека взятка есть всегда. Потому что вниманием управляет желание.

Например, если человек смотрит в Шаббат на чай и думает, что чай будет заваривать только по закону, то у него уже восприятие искажено. Почему? Он же хочет чай. Значит, он не будет искать, что говорит закон. Он будет искать, как закон разрешает попить чай. Уже у него есть предвзятость.

Рав Деслер объясняет, что в любом процессе мышления уже есть заинтересованность.

Нет праведника на земле, который творил бы благо, и при этом не согрешил бы.

Он может в чем-то ошибиться, не так воспринять.

Читайте по теме:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com