Поделиться

Глава Вайера — Скроет ли человек от себя?

Арье Юдасин Вайера Сифтей Коэн

Заметка по недельной главе Вайера — по комментариям Шаха, автора «Сифтей Коэн»

Всевышний размышляет: «Скрою ли от Авраама, что Я намерен делать?!». И оповещает его о скорой гибели городов сдомской конфедерации. Шах даёт очень неожиданное объяснение. 3 человека, которых Авраам только что с почётом принимал и кормил – это на самом деле 3 ангела. Они идут в Сдом – зачем?

Известно же, что содомиты ненавидят гостеприимство и издеваются над путниками! Не ради ли разбоя и воровства они идут? И Всевышний отводит подозрения. «Нет, они идут переворачивать злодейские города!». «Я заступился за существ из высшего мира. А ты, праведный пророк, что скажешь в защиту мира нижнего?».

И Авраам начинает долгую молитву, почти спор с Создателем, пытаясь спасти людей от заслуженной кары.

Говорят учителя, что молитва, в которой ты не просишь о милости – вовсе не молитва. Так, птичий щебет. Конечно, явственно ощущать свою ответственность за мир в целом и даже за злодеев в нём, как Авраам – непросто. Я не о христианском «прекраснодушном словоговорении»: мол, «все мы одной крови», давайте жить дружно,- для чего, естественно, срочно наденем крест на шею…

Речь о действительной молитве. Как Авраам – перед Б-гом. Лицом к лицу. Тут не соврёшь, не отделаешься заученной фразой, не изобразишь то, чего не ощущаешь со всей глубиной искренности. «Б-г смотрит в сердце и испытывает почки». Ему не наплетёшь. А точнее, не соврёшь самому себе, обращаясь к Владыке всего сущего.

Если ты не веришь тому, что говоришь, если ты не хочешь от всей души того, о чём ты просишь – это не молитва. В лучшем случае – заучивание роли, подготовительное упражнение.

Машинально бубнить, отвлекаться, шутить, перемигиваться с приятелем можно только тогда, когда ты не ощущаешь, не мыслишь себя перед Б-гом. Авраам – ощушал. Тора в главе Вайера подчёркивает, что он «стоит перед Б-гом».

Но приходит к тебе твоё дурное начало и жалобно принимается: «ну кто я такой? Я что, пророк или святой? Как я могу ощущать себя в близком контакте с вездесущим и непостижимым Б-гом? Довольно и того, что я произнесу записанные в молитвеннике слова, поклонюсь и прошагаю в нужном месте. Не зря правила молитвы учёные люди обдумывали! Да вообще – столько молимся, а непрятности так и сыплются».

Ответ дурному началу прост, как арифметический пример. Мы знаем от учителей, что «Творец – тень человека». В смысле — Он отвечает тебе тем же. Если ты стоишь перед Б-гом, значит, и Он встанет перед тобой. Если же ты просто «пришёл в компанию», или любуешься собой перед неким «внутренним зеркалом», или «отбываешь номер»… – значит, и Б-га перед тобою нет. С чего вдруг? «Тень» соответствует оригиналу. Так пусть тебе и отвечают те, к кому ты на деле обращаешься! Пусть помогут, если умеют…

Стопроцентно верно и обратное. Если ты даже просто хочешь молиться Ему, говорить с Ним, и это не поза, а действительное желание – Он хочет того же. И Он делает шаг тебе навстречу. Гигантский шаг – Б-г входит в твой мир. Всё очень просто – только будь честен, не обманывай себя. Хоти. Имей, за что Б-га благодарить, за что благословлять Его и о чём Его попросить.

Известно, что в несчастьях, при опасности для себя и близких люди молятся с куда большим намерением («каваной») и душевным жаром. Есть о чём умолять и чего бояться. Человеку крайне нужна милость Б-га. «В окопах нет атеистов».

Недавний случай, о котором мне рассказал очевидец. В Квинсе, в блоке, на котором расположена синагога, начался страшный пожар. До сих пор стоят сгоревшие магазины. Командир пожарников объявил: «У вас пять минут, чтобы вынести свои ценности, пожар всё сметёт — видите, поливаем водой, а он только раскаляется, будто это бензин!». Рав Нахум Козиев закричал Б-гу при всех: «Ты знаешь, сколько мне стоило выстроить эту синагогу! У меня больше нет сил строить ещё раз, сохрани её!» И евреи начали читать теиллим (псалмы). Пожар остановился ровно перед стеной синагоги, даже не опалив её. Чудо было настолько очевидным, что на благодарственное собрание пришла куча нью-йоркских официальных лиц…

Это действительно была молитва. Просьба. Обращённая к Б-гу. Кстати, так же спаслись евреи от подступавших к Израилю войск фельдмаршала Роммеля. Но это другая история и отдельный разговор.

Скажу жёстко: тот, кто не молится, не просит о милосердии – жесток и бессердечен. И просто глуп. Называй себя «религиозным» или «светским»… Пока молчит или тихо посапывает в полусне «голос Якова» — рубают живую плоть «руки Эсава». Урок для нас из главы Вайера — если мы не молимся от сердца, не говорим с Б-гом в спокойный день – приходит день неспокойный.

Ведь Он хочет нашей близости. А если мы обращаем на Него внимание только при несчастьях? И только тогда мы искренне, ни на что больше не надеясь, кричим Ему: «Тати, тати! Помоги!..»?

Наверно, Б-г хочет даже не того, чтобы мы были искренними с Ним. Но — чтобы мы были правдивы перед собой. Другое название молитвы: «работа сердца». «Скроет ли человек от себя?…».

Читайте также:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com