Поделиться

🗣️📛 Еврейские имена: история и традиции

Еврейские имена история т традиции

Еврейские имена — неотъемлемая часть самоидентификации, культуры и истории нашего народа.

Какие имена берут свой источник непосредственно из Торы, а какие появились уже в более современную эпоху? Какое значение для еврея или еврейки имеет имя? Ответы читайте в нашей статье!

Еврейские имена — не просто ярлыки, они — выражение гордости за наше еврейское наследие. Как рассказывают наши источники, в Древнем Египте евреи сохранили свои имена, что помогло им оставаться единым народом и заслужить освобождение.

Но это не единственное, что стоит отметить. Ваше еврейское имя — это духовный канал, через который свыше приходит жизнь. Каббалисты верят, что родители, давая имя ребенку, как бы совершают маленькое пророчество, потому что судьба этого ребенка заключена в комбинации еврейских букв, составляющих его имя.

Девочки получают свои еврейские имена во время чтения Торы в синагоге. Раввин или чтец Торы молится о здоровье матери и ребенка, а отец произносит имя, выбранное родителями. Так как Тора — источник благ Вс-вышнего, дарование имени во время вызова к Торе наполняет имя благословениями.

Мальчику дают имя во время церемонии брит мила (обрезания), когда он вступает в завет Авраама и становится полноправным членом еврейского народа.

Еврейские имена: происхождение и классификация

Еврейские имена имеют разные источники, в соответствии с которыми их можно разделить на несколько групп:

  1. Библейские имена, которые встречаются в Танахе, такие как Аарон, Давид, Ицхак, Даниэль. Некоторые из них имеют созвучие с тем или иным Именем Б-га и выражают благодарность Вс-вышнему, например, Йеошуа («Б-г – спасение»), Йермияу («Возвысит Бог»), , Шмуэль («Его имя — Б-г»).
  2. Имена мудрецов Талмуда, такие как Хананья, Йоханан.
  3. Имена, связанные с животным миром, некоторые из которых упоминаются в Танахе, такие как Рахель («овечка»), Яэль («серна»), Йона («голубь»), Ципора («птица»). Некоторые имена, такие как Арье («лев»), Зеев («волк»), Цви («олень»), не встречаются в Писании, но их происхождение связано с положительными чертами соответствующих существ.
  4. Имена, происходящие от названий растений, которые перечисляются в Танахе, например, Тамар («финиковая пальма»), Алон («дуб»), Шошана («лилия»), Орен («сосна»), Авива («весна»).
  5. Имена ангелов, упоминающиеся в Священном писании, такие как Рафаэль, Михаэль.

Еврейские имена в древности и сегодня

Во времена Торы родители иногда выбирали имя ребенку по обстоятельствам, связанным с зачатием (как в случае с Ицхаком) или родами (как в случае с Яаковом и Биньямином), иногда — чтобы подчеркнуть участие или качества Вс-вышнего (все имена, которые включают в себя приставку или суффикс «Эль-/-эль», «Э-«, «-я» и «-ягу»), а иногда вдохновлялись качествами природы (например, в случае с именем Двора, что означает «пчела», или Йона, что означает «голубь»).

В период Второго Храма (516 г. до н. э. — 70 г. н. э.) евреи стали называть своих детей в честь бабушек и дедушек, а не в честь событий и обстоятельств. Это изменение в обычаях наречения объясняется отчасти сложностью ведения генеалогий в диаспоре, а отчасти влиянием нееврейских обычаев, особенно греческих и египетских.

Начиная со времен Талмуда, еврейские имена и процесс их выбора приобрели еще большее значение. Когда отец называл своего сына во время обрезания, он выражал надежду, что ребенок будет жить по законам Торы, вступит в счастливый брак и будет делать добрые дела. Это благословение стало частью церемонии обрезания, и со временем евреи начали включать его в церемонию наречения девочек.

Раввины в талмудическое время считали, что когда-то, во времена, описываемые в Торе, наречение детей именем происходило при участии Б-жественного вдохновения. Однако со временем Б-жественное Присутствие больше не проявлялось, и родители стали выбирать еврейские имена, которые считались приносящими удачу. Их убеждение заключалось в том, что имя определяет судьбу и предназначение человека. Они также учитывали, что ангел смерти, который иногда ошибается, мог спутать людей с одинаковыми именами. Именно эти факторы сыграли роль в том, как евреи выбирали имена для своих новорожденных.

В эпоху Средневековья евреи проявляли особую осторожность в выборе имени из-за опасений, что душа с таким же именем может переселиться в новорожденного. Они также знали, что имя, которое они выберут, может определить характер ребенка. Традиционно ашкеназские евреи выбирали имя в память об усопшем родственнике, чтобы почтить его. В отличие от них, сефарды, североафриканские, ближневосточные и азиатские евреи давали имена в честь живых родственников.

Еврейские имена у сефардских и ашкеназских евреев имеют различные исторические и культурные особенности. У сефардов, в отличие от ашкеназов, имена могут быть связаны с обстоятельствами рождения или соответствовать традициям, основанным на Торе. Ортодоксальные евреи по сей день придерживаются традиции передачи имен через поколения, что подчеркивает связь внутри семьи и передачу традиций. Имена часто выбираются в честь уважаемых родственников, что способствует чувству преемственности рода.

Кроме того, традиции еврейских родителей касаются имен, данных новорожденным детям после смерти ребенка, появившегося на свет ранее. Раньше такие родители давали новорожденным имена, которые, как считалось, обладали защитными свойствами, и надеялись, что такая трагедия не повторится. Например, в ашкеназских семьях мальчиков называли Алтер, а девочек — Альте, что означает «старый/старая». Это делалось в надежде, что Ангел Смерти не сможет опознать ребенка, не зная его настоящего имени. Полное имя ребенок обретал только после достижения им брачного возраста.

В современном Израиле, как правило, принято давать детям еврейские имена из двух категорий: традиционные — танахические, взятые из Святых книг, и новые, производные от ивритских слов. Иностранные имена, такие, как Жан, Эмилия, Вольдемар, Милана, Карл, Юлия, встречаются достаточно редко и выбор таковых обычно совершают родители из среды новых репатриантов, которым европейское имя или имя, привычное для страны исхода, кажется более мягким и романтичным.

Выбор имени часто связан с уровнем религиозности родителей. Глубоко религиозные семьи предпочитают традиционные еврейские имена, такие как Авраам, Шмуэль, Шломо, Ицхак, Исраэль, Яаков, Сара, Ривка, Рахель. В нерелигиозных семьях, напротив, большинство детей носит имена, созданные на основе иврита, но придуманные родителями и звучащие более современно, например, Лео, Рон, Либи или Роми. Происходит процесс постепенного осовременивания и традиционных еврейских имен — часто они имеют звучание, характерное для американской культуры и языка нашего времени. Это обусловлено большим количеством евреев в диаспоре США, которая оказывает сильное влияние на еврейский современный быт и традиции.

Нееврейские «еврейские имена»: что такое кинуй?

Кинуй (כנוי‎), букв. «прозвище» подразумевает изменение человеком своего имени с традиционного ивритского на светское или простонародное. Например, человек с именем Ицхак может выбрать себе имя Айзек, если живет в англоязычной стране. Во времена СССР многие евреи, опасаясь раскрытия своего происхождения, брали в качестве кинуя созвучные еврейским, но более распространенные имена: Гершон — Григорий, Борух — Борис, Лейб — Лев или Леонид, Хана — Анна, Мирьям — Мария, и так далее.

Такая практика была распространена на протяжении всей еврейской истории и продолжается сегодня. Она позволяет евреям адаптироваться в различных обществах, сохраняя при этом свое культурное наследие и религиозные убеждения.

Важно отметить, что использование светских или простонародных имен не умаляет связи человека с иудаизмом; это исключительно индивидуальный выбор, сделанный по личным причинам. Многие евреи продолжают использовать ивритские и светские имена как взаимозаменяемые в зависимости от контекста.

Практика кинуя показывает, как евреи в диаспоре интегрируются в различные нееврейские культуры, сохраняя при этом свою уникальную идентичность как часть всеобщей еврейской общины.

В наше время широко распространена обратная практика — в основном, среди репатриантов. Прибыв в Израиль и твердо решив стать частью общества на Святой Земле, человек берет себе еврейское имя, либо созвучное с данным ему при рождении, либо подходящее по смыслу. А поскольку смена или взятие нового имени оказывает большое влияние на судьбу человека, в этом вопросе лучше не полагаться на моду, а проконсультироваться с грамотным раввином.

Читайте также:

Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra

И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra/

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com