Поделиться

Гмара: ​«Потому что не эти деньги оставил им отец»

Уроки Гмары на неделю (21 – 27 мая):

«Знал Моше-рабейну…»
Экдеш бе-тоус — «Посвящение по ошибке»
«День, когда прекращают рубить дрова для жертвенника»
«Сделай отсюда окончательный вывод – по коленам она была поделена»
«Эфраим и Менаше как Реувейн и Шимойн будут мне»
«Первенец получает двойную долю»
«Потому что не эти деньги оставил им отец»

Интересные места в Геморе
Даф а-йойми, 27 мая 2017
Бово Басро, лист 125а.

«Потому что не эти деньги оставил им отец».

Любимый пример противоположных и при этом одинаково логичных соображений.

В Израиле – то есть бней Маарово, мудрецы из Эрец Исроэль – сказали, что первенец получает двойную долю в займе, который вернули уже после смерти отца, — та самая тема, которую мы обсуждаем. И это, как поясняет Гемора, не может быть мнение Реби – есть на это причины. Это именно мнение рабонон. В таком случае мы имеем прямое противоречие: рабонон ведь считают, что заём – это роуй, то, что отец должен был получить, но сейчас у него в руках этого нет, а потому первенец из него двойную долю не получает!

И Рабо с рав Нахмоном оба решают это противоречие. Рабо говорит: он получает двойную долю только в случае, если долг был выплачен землей, то есть недвижимостью. Почему? Потому, что эта земля была мешубад, порабощена, предназначена для выплаты отцу с самого момента займа, то есть как бы все это время была его. А вот если долг вернули деньгами – в таком случае, это не те деньги, которые были даны в долг, а совершенно другие. Значит, первенец из них двойной доли не получает, они «родились» уже после смерти отца.

Рав Нахмон говорит наоборот. Если долг вернули деньгами – в таком случае, это те же самые деньги, которые отец когда-то дал. Ведь в деньгах важно количество, а не физический носитель! А вот если вернули землей, тогда это не то же самое, что дал отец, это совершенно другая реальность, и у первенца нет в ней двойной доли. Она появилась у наследников уже после смерти отца, в момент выплаты долга.

И, кстати, они оба реально только пытаются объяснить мнение израильтян. Сами же они, на самом деле, разделяют мнения друг друга, то есть ни в том, ни в другом случае таки ни по Рабо, ни по рав Нахмону первенец двойной доли на самом деле не получает.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com