Поделиться

Изучаем Законы раскаяния. Рав Изаксон. Глава 1, закон 4. Уровни преступления

«Законы раскаяния» с равом Шимшоном Изаксоном. Глава 1:
Глава первая, закон первый. Спор о тшуве
Глава первая, закон второй. Жертва Сеир аМишталеах
Глава первая, закон третий. Когда нет Храма и нет жертвенника…
Глава первая, закон четвертый. Уровни преступления

Хотя раскаяние очищает от всех грехов и Йом-Кипур также приносит искупление, некоторые преступления искупаются сразу же, другие — не сразу.

Несмотря на то, что и тшува, и факт наступления Йом-Кипура искупают грехи, есть категория преступлений, которые искупаются сразу, а другие — лишь через определенное время. Мы видим, что не все так просто. Тшува — инструмент, обладающий колоссальной, поистине фантастической силой абсолютно неприродной сущности, благодаря которой преступления человека прощаются. В следующих главах мы увидим, что преступления могут быть даже не просто прощены, но и превращены в заслуги — если ты смог вытянуть то, что раньше тянуло тебя ко дну, это становится твоей заслугой.

Далее Рамбам говорит о том, какие преступления прощаются сразу, а какие по истечении времени. Более того, он дает некую градацию уровней преступления, в зависимости от которых отличаются факторы, необходимые для прощения и очищения человека

А именно: тот, кто преступил предписывающую заповедь, за нарушение которой душа не истребляется, а затем раскаялся, прощается сразу же

— Первый уровень: человек нарушил повелительную заповедь (не выполнил то, что должен был выполнить), в которой нет наказания карет или смертельного приговора бейт-дина. Как только он совершает раскаяние, он сразу получает прощение. Это подтверждается строкой из пророка Ирмеягу:

…как сказано: «Вернитесь, заблудшие дети, Я исцелю вас, когда вы вернетесь!» (Ирмияу, 3:22).

То есть, в случае с данной группой грехов человеку достаточно просто совешить тшуву.

— Второй уровень: человек нарушил запретительную заповедь (сделал то, что делать было не положено), не осложненную наказанием «карет» или карой смертью от руки суда. Когда человек раскаивается, его преступление переходит в «подвешенное» состояние, а Йом-Кипур его искупляет. То есть, после совершения тшувы человек должен оставаться в раскаянии, а в день наступления Йом-Кипура его особая сила очищает человека от греха. Об этом сказано в книге Ваикра:

«Ибо в этот день будут прощены грехи ваши…» (Ваикра, 16:30).

— Третий уровень: человек нарушил заповедь, за которую полагается «карет» (истребление души) или смертная казнь. Что он должен делать? После совершения тшувы человек проходит Йом-Кипур, но и этого недостаточно. Только после того, как к нему придут страдания, он очистится окончательно.

Рамбам добавляет, что искупление не наступает, пока человека не постигнут страдания и не завершат этот процесс. Мы видим, что на этом уровне страдания являются неотъемлемой частью процедуры искупления. На это Рамбам приводит цитату из Теилим:

«Я накажу их бичом за преступления их и язвами — за их злодеянии» (Теилим, 89:33).

Все это касается только преступлений, где не было осквернено имя Вс-вышнего. Если же такой грех имел место, то для искупления будет недостаточно всех трех перечисленных этапов. Полное искупление к человеку приходит только после его смерти.

…тот же, кто порочит Имя Всевышнего, даже если и раскается в своем грехе, проведет Йом-Кипур в раскаянии своем и претерпит страдания, — не удостоится полного искупления до самой смерти. Но все эти три вещи: раскаяние, Йом-Кипур, страдание — приносят лишь частичное очищение

Рамбам разъясняет, как это работает: тшува, Йом-Кипур и страдания «подвешивают» совершенное преступление, и только смерть окончательно его искупает, что подтверждается словами пророка Йешаягу:

…как сказано: «И слышал я своими ушами слова Г-спода Воинств: “Не простится вам этот грех до смерти вашей — клятва Г-спода Воинств”» (Йешаяу. 22:14).

Отсюда возникает вопрос: получается, что преступление всю жизнь висит над человеком и искупается только после его смерти. Но раз последний Суд, который наступает уже после этого момента — самый важный, какую роль имеет это преступление, которое висит над человеком на протяжении оставшихся дней его жизни в этом мире? Здесь нужно выделить два момента:

1) Пока преступление находится в «подвешенном» состоянии, человек может снова оступиться. Если он не сумеет устоять в тшуве, преступление выйдет из-под разряда «условного срока», и он будет нести за него ответственность в полной мере на Суде.

2) Пока преступление не искуплено полностью, человек проходит суд каждый год в Рош а-Шана. После Рош а-Шана человек еще жив, но это преступление в какой-то форме продолжает влиять на его баланс исполненных заповедей и совершенных грехов, которые у него есть. И это влияние сохраняется до дня его смерти. Во всех судах, которые его ждут в дальнейшем, оно будет присутствовать балластом. И только полное раскаяние (тшува гмура) имеет силу все это обойти. О том, что же это такое, мы поговорим на следующих уроках.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com