Поделиться

Изучаем Законы раскаяния. Рав Изаксон. Глава 1, закон 2. Жертва Сеир аМишталеах

«Законы раскаяния» с равом Шимшоном Изаксоном. Глава 1:
Глава первая, закон первый. Спор о тшуве
Глава первая, закон второй. Жертва Сеир аМишталеах
Глава первая, закон третий. Когда нет Храма и нет жертвенника…
Глава первая, закон четвертый. Уровни преступления

Во втором законе первой главы «Алахот тшува» Рамбам ведет речь об особенной жертве Сеир аМишталеах, которая приносилась в Храме в Йом-Кипурим.Русскоязычный перевод ее названия, «козел отпущения», даже стал в нашей речи именем нарицательным. Данное жертвоприношение обладает уникальной, ни с чем не сравнимой силой. Как ее совершали?

Брали двух одинаковых козлов и при помощи жребия решали роль каждого из них. Одного приносили в жертву в Храме, а второго следовало отвести в пустыню и там, на специально отведенном месте, сбросить со скалы. В этом действии кроется очень большая символика.

Далее Рамбам рассказывает, что поскольку первосвященник приносил эту жертву от имени всего народа Израиля, то и видуй он делал так же от имени всего народа. То есть, он говорил: «Мы, еврейский народ, делали преступления такие-то и такие-то, а теперь мы в этом раскаиваемся и больше не будем к ним возвращаться». Следовательно, первое главное свойство жертвы Сеир аМишталеах — это то, что она искупает грехи всего народа.

Козел отпущения служил искуплением для всего Израиля, и поэтому первосвященник произносил над ним исповедь от имени всего Израиля, как сказано: «И исповедается над ним во всех грехах сынов Израиля». Козел отпущения искупает все нарушения законов Торы: как тяжкие, так и легкие; как совершенные по неведению, так и умышленные; как те, о которых знает совершивший их, так и те, что остались неизвестными ему…

Отсюда мы видим, что эта жертва имеет настолько колоссальную силу, что может очистить человека абсолютно от всех совершенных ним преступлений. Однако затем Рамбам вносит очень существенное замечание:

… — однако лишь в том случае, если грешник раскаялся. Тому же, кто не раскаялся в своих грехах, прощаются только легкие нарушения.

Если человек совершил тшуву, козел отпущения испукает для него все преступления, а если нет — только легкие. Здесь возникает интересный момент, который обязательно необходимо прокомментировать. Известно, что Рамбам писал свой труд на основе Талмуда, а в Талмуде о жертве Сеир аМишпалеах приводится два мнения.

1) Согласно первому мнению, которое высказывают мудрецы, козел отпущения отпускает все без исключения грехи, но только при условии, что человек совершил тшуку.
2) По второму мнению, автором которого является Реби, козел отпущения искупает все грехи даже в том случае, если согрешвиший в них не раскаялся.

А что же по Рамбаму? Он пишет то, что не совпадает ни с одним из этих мнений! Важно подчеркнуть, что «Мишне Тора» он писал, уже будучи в преклонном возрасте, и когда после завершения работы над этим трудом он начал получать множество писем с вопросами, что же является источником того или иного его утверждения, часть ответов на эти вопросы он записать не успел. Так и в этом случае, точная основа его трактования данного жертвоприношения осталась неизвестной.

Затем разъясняется, какие виды преступлений относятся к легким, а какие — к тяжелым:

Что относится к легким нарушениям и что к серьезным? К серьезным — все грехи, наказуемые смертной казнью или истреблением души; ложная и напрасная клятвы, хотя и не караются истреблением души, также относятся к тяжким проступкам. Нарушение всех прочих запрещающих заповедей и всех предписывающих, за неисполнение которых не полагается истребление души, — называется легким.

Как видим, к тяжелым преступлениям относятся все, наказываемые смертной казнью или карет. Помимо того, Рамбам приравнивает к ним по тяжести преступления, связанные с дачей ложной или бессмысленной клятвы. Остальные же преступления, связанные с нарушением как повелительных, так и запретительных заповедей, считаются легкими.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com