Поделиться

✡️🥸 Кто такой раввин в иудаизме?

Кто такой раввин в иудаизме

Ни одну еврейскую общину просто невозможно представить без раввина.

Что это за человек и какие функции он выполняет? Кто может стать раввином и в чем его отличие от священника? Что входит в сферу компетенций paввина? Об этом и не только расскажет наша новая статья!


Кто именуется равом, раввином, Ребе?

Словом «рав» (רב) в литературе эпохи Мишны обозначается законоучитель. В период амораев это звание стало применяться для учителей закона в Вавилонии, в то время как в Эрец-Исраэль с аналогичной целью использовался термин «рабби» (образованный добавлением к морфеме «рав» притяжательного суффикса 1-го лица единственного числа). От него и произошел устоявшийся в русскоязычной среде термин «paввин».

В настоящее время принято обращаться к большинству мужчин зрелого возраста словом «рав». Это новый вариант уважительного обращения вместо более устаревшего термина «адон», что означает «господин».

Из уважения к тому, кто привел человека в еврейскую традицию, научил учить Тору и соблюдать основные заповеди, ученик может обращаться к такому наставнику словом «рав».

Раввин (от др.-евр. ‏רבי‌‎ — «господин мой», «учитель мой») — это звание в иудаизме, показывающее, что человек обладает высоким уровнем знаний в изучении и интерпретации Торы и Талмуда. Он получает это звание после прохождения специального религиозного обучения и после его присвоения может быть лидером общины, учителем в ешиве и членом религиозного суда (бейт дин).

Ребе (от идиш רבי‎) — это титул и уважительное обращение к paввину у ашкеназских евреев. В иудейской начальной школе — хедере, он используется для обозначения учителя (меламеда).
Кроме того, в хасидизме «Ребе» означает духовного главу хасидского течения, династии или «двора». Жена ребе именуется титулом «ребецн» или «рабанит». Также существует традиция использовать слово «ребе» для обозначения мудреца соответственно его фамильной династии (Любавичский ребе) или по географическому расположению хасидского двора (Сквирский ребе, Рыбницкий ребе). Такая традиционная форма обращения представляет собой кальку с идиша. В хасидизме самым первым ребе был Баал Шем Тов, основатель хасидского учения.

Человек, имеющий необходимые для раввина опыт и знания, в еврейских источниках называется талмид хахамом — «мудрым учеником». Такая характеристика подразумевает несколько требований.

Во-первых, paввину необходимо обладать мудростью — он не сможет обойтись без обширных знаний, в первую очередь, в области Письменной и Устной Торы. Показатель этой мудрости — его способность ясно и четко отвечать на любые вопросы из сферы алахи (еврейского закона), независимо от популярности темы.

Во-вторых, мудрость, которую получает и накапливает раввин, должна всегда заставлять его оставаться в роли ученика. Не только объем его знаний, но и его желание искать и расширять свою мудрость, углубляться в ее нюансы являются проверкой настоящего талмид хахама.

Однако, несмотря на высокие требования к мудрости раввина, еще более строгие критерии предъявляются к его нравственной чистоте.

В Талмуде сказано, что мудрец, у которого на одежде есть пятно, достоин «смерти». Пятно здесь имеет как прямое значение — ведь если paввин ходит в грязной одежде, он умаляет ценность Торы в глазах людей, так и переносное — раввин должен быть непорочным в своих действиях, словах и мыслях.

Говорится, что раввин, у которого внутреннее духовное содержание не соответствует его поведению, не считается «мудрым учеником». Профессор этики не обязан сам обладать высокой этичностью, но для paввина это будет первостепенным и ключевым условием.

Раввин в еврейской общине играет разностороннюю роль. Он является не только духовным лидером, но и советчиком, образцом для подражания и воспитателем. Основной задачей раввина является воспитание молодежи в духе Торы и предоставление советов по еврейскому закону всем евреям, для кого это необходимо. Он также может проводить молитвенные службы, включая шаббатние службы и службы в дни еврейских праздников, таких как Рош аШана и Йом Кипур. Paввин также может проводить ритуалы, связанные с событиями еврейского жизненного цикла, такими как бар мицва и бат мицва, церемонии наречения младенцев, свадьбы и похороны. Однако, в отличие от духовных лидеров в других религиях, paввин не обладает ритуальными полномочиями священнослужителей — эта роль в иудаизме отводилась коэнам, которые в отсутствие Храма не могут выполнять свои функции.

Что нужно, чтобы стать раввином?

В еврейской общине звание paввина может получить любой мужчина-еврей, а также гер — нееврей, который принял иудаизм, старше 13 лет (по закону), хотя на практике большинство ожидают для этого достижения возраста в 18 лет.

Чтобы стать раввином, необходимо пройти экзамен по алахе — еврейскому закону. Этот экзамен состоит из разных частей, таких как законы Шабата, кашрута (пищевые законы), бракосочетания и так далее. Результаты экзамена определяют, насколько человек компетентен в конкретной области. По его итогам кандидат может быть признан компетентным paввином только в одной сфере, например, в законах кашрута или семейных отношений.

Церемония посвящения в раввины, которая называется «смиха» (ивр. סְמִיכָה‎, букв. «покрывание, рукоположение»), является важной частью еврейской традиции. В прошлом существовали и другие формы посвящения в paввины.

В эпоху Храма и в течение короткого периода после его разрушения рукоположение переходило непосредственно от учителя к ученику. Однако после запрета иудаизма и его ритуалов, имевшего место вслед за неудачным восстанием Бар-Кохбы, традиция рукоположения постепенно исчезала.

Хотя в дальнейшем были попытки возродить ритуал рукоположения, они не получили широкого распространения. Сегодня смиха является более формальным понятием — это выдача диплома, служащего официальным признанием уровня знаний ученика и его способности применять Закон.

Кроме того, раввин нуждается в разностороннем жизненном опыте, чтобы давать практические советы. Однако в небольшие города часто приезжают молодые paввины, не обладающие глубокими знаниями. Несмотря на это, их всё равно следует уважать как учителей, иначе они не будут иметь возможности передать даже минимальные знания, которыми располагают.

В еврейском праве, которое основывается на идее теократии и является основой религии, право и религия тесно взаимосвязаны. Урегулирование споров было не только юридическим вопросом, но имело и религиозное значение. Судьи должны были обладать юридическими и духовными знаниями, и их назначение было не только гражданской, но и религиозной церемонией. Именно эта идея является основой смихи.

Как только судья проходил смиху, он получал духовное одобрение для исполнения своих функций и его действия становились религиозным актом. На основании этого мы можем понять значение изречения из Талмуда: «Когда еврейский суд находится на заседании, Божественное присутствие находится среди судей» (Б. Сангедрин, 7).

В современном Израиле раввин также является государственным служащим, занимающим пост в paввинате города или страны. Он отвечает за организацию предоставления религиозных услуг населению.

Хотя раввины играют важную роль в еврейской общине, не во всех синагогах есть свой paввин. В небольших синагогах, где нет постоянной должности paввина, религиозные службы ведут уважаемые члены общины. Раввины в синагогах городов, где еврейская община малочисленна, обычно работают неполный рабочий день и, помимо своих общинных обязанностей, могут заниматься и другими видами деятельности.

Может ли женщина быть раввином?

В ортодоксальном иудаизме пост раввина может занимать только мужчина. Однако в реформистких и консервативных течениях существует практика назначать раввинами женщин. Первой официально признанной женщиной-раввином в 1935 году стала Регина Йонас из Берлина, погибшая во время событий Холокоста. Новая кампания за права женщин занимать раввинские посты началась в 1960-х годах — в итоге в 1972 году Салли Присанд стала первой женщиной-раввином в реформистского направления иудаизма, которое не признается ортодоксальным обществом. В 1985 году первой женщиной-paввином в консервативном иудаизме стала Эми Эйлберг, а в 2009 году Сара Гурвиц стала первой женщиной, принявшей раввинистические полномочия в ортодоксальном иудаизме; однако, ситуация с правом занимать такой пост женщине в среде ортодоксов до сих пор остается дискуссионной.[

Роль раввина в жизни общины

Главная духовная функция paввина состоит в том, чтобы помогать людям развивать свою веру, осознавать ее глубину и привносить иудаизм в свою повседневную жизнь. Он служит связующим звеном между членами общины и традициями иудаизма, помогая им найти гармонию и смысл в своей духовной практике и отношениях с Б-гом.

Paввин — это духовный лидер и учитель в еврейской общине. Его главная функция заключается в распространении истин и принципов иудаизма, обучении соблюдению заповедей и в помощи каждому еврею в его духовном росте.

Один из главных аспектов работы раввина — это постоянное развитие. Раввин тщательно изучает еврейскую священную литературу, включая Тору, Талмуд и другие иудейские тексты, и передает эти знания верующим. Он помогает людям понять основные принципы и ценности иудаизма и применить их в повседневной жизни.

Также раввин часто выступает в качестве консультанта, решая различные духовные и этические вопросы, с которыми сталкиваются члены общины, и давая советы о ведении бизнеса с точки зрения Торы. Он может помочь в процессе принятия важных решений, основываясь на принципах иудаизма. Кроме участия в религиозных службах, ведения молитв и ритуальных церемоний, он также оказывает моральную поддержку и помощь членам общины во время болезни, траура и других жизненных трудностей.

Смотрите также:

Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra

И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra/

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com