Поделиться

🕯️🕯️ Шабат: истоки, значение и традиции

Шабат истоки значение и традиции

Значение Шабата для еврея невозможно переоценить.

Шaбат — это не просто выходной, а особый духовный день, маленький еженедельный праздник, который каждая еврейская семья встречает с нетерпением и радостью. В чем же суть этого дня для нашего народа? Какие обычаи с ним связаны? Подробности читайте в статье!

Шабат — знак подражания Творцу

Слово «шабат» (שַׁבָּת) связано с корнем «лишбот» — покоиться, прекращаться, воздерживаться. Это седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Намек на Шaбат мы находим уже в первой главе Торы Берейшит, в конце творения Вс-вышним мира:

И совершил Б-г к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Б-г творил и созидал. (Берейшит 1:2-3).

Благодаря Устной Торе нам известно, что на протяжении 20 поколений от Адама до Авраама понятие соблюдения Шабaта сохранялось. Однако нюансы исполнения этого закона Творца передавались лишь наиболее выдающимся духовным личностям, людям высокого уровня связи с Б-гом, которые осознавали, что смысл человеческого существования заключается в том, чтобы делать мир лучше, руководствуясь высшими законами Создателя,

С начала времен от Авраама и далее Вс-вышний поставил задачу по исправлению мира уже не перед отдельными личностями, а перед сообществом, заложившим основу будущего народа — семьями Авраама, Ицхака и Яакова и их потомками. Таким образом, начиная с времени Авраама, Шaбaт обрел статус национального достояния еврейского народа и сохраняет свою значимость в течение более чем 3800 лет, простираясь и до наших дней.

Дарование Торы: Установление четких законов Шабата

Прямое указание Вс-вышнего еврейскому народу чтить день субботний и прекращать работу в этот период содержится в Десяти Речениях, данных на горе Синай:

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое твое рукомесло. А седьмой день — суббота Г-споду, Б-гу твоему. Не делай никакого рукомесла — ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни твой чужеземец, который в твоих вратах. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в седьмой день. Потому благословил Г-сподь день субботний и освятил его. (Шмот 20:8-11)

Вскоре получения Торы на Синае, евреи принялись за сооружение Шатра собрания, известного как Мишкан. Этот шатер представлял собой сборно-разборную конструкцию, выступающую как переносной Храм, который должен был стать местом служения Вс-вышнему в течение всего периода скитаний по пустыне. Именно с этой постройкой связаны 39 видов работы (мелаха), запрещенной к исполнению в Шабат, и в недельной главе Ваякгель Тора вновь подчеркивает важность прекращения работы в Субботу — за пренебрежение этим человек может быть предан смерти:

Шесть дней делать должно работу, а в седьмой день будет для вас святыня, суббота прекращения работ Г-споду; всякий, выполняющий в этот (день) работу, умерщвлен будет. И не зажигайте огня во всех местах проживания вашего в день субботний. (Шмот 35:2-3)

Что именно запрещено в Шабат

В Шабат запрещена работа, которая подразумевает проявление творческого начала человека. В течение шести будних дней человек творит, активно влияя на окружающий мир и овладевая материальной действительностью. С наступлением Шaбaта евреи прекращают созидательное творчество, тем самым отказываясь от власти над этим миром и отпуская его под контроль Вс-вышнего. Соблюдением Шaбaта мы провозглашаем верховенство Б-га в этом мире.

Учение иудаизма гласит, что мир, созданный Творцом в первые шесть дней творения, не существует сам по себе, а продолжает твориться Ним вновь каждое мгновение. Посредством отказа от творческой деятельности в Субботу еврей получает возможность стать неотъемлемой частью целостной системы мироздания, а не претендовать на роль его владыки.

Список тридцати девяти запрещенных работ приводится в трактате Шабат, мишна 7:2.

При взгляде на составленный перечень из 39 мелахот, можно выделить основные сферы человеческой деятельности:

  • Производство пищи, включающее в себя вспахивание, засев, жатву, вязание снопов, молотьбу, веяние, перебирание, просеивание, помол, замес теста, варка (или выпечка хлеба);
  • Изготовление одежды, охватывающее стрижку, прочесывание, отбеливание и покраску шерсти, прядение, расправление нитей, установку продольных нитей в ткацком станке, ткание, распускание ткани, завязывание и развязывание узлов, крой, шитье и разрывание (распарывание);
  • Строительство жилища и разжигание огня, включающее строительство и разрушение для новых построек, зажигание и тушение огня, выполнение заключительного удара при работе, перемещение предметов из личной собственности в общую;
  • Процесс написания букв, создание красителей и материалов для письма, включающее в себя писание и стирание текста, охоту на животных, убийство, снятие шкуры, дубление и скобление ее.

Исходя из этого базового списка «прототипов» работ, наши мудрецы и раввины выводят запреты, актуальные в наше время. К примеру, сегодня в Шабат запрещено включать и выключать электрические приборы, пользоваться телефоном и компьютером, стирать одежду, рисовать, готовить пищу, ремонтировать любые поломки и ухаживать за садом. Также запрещено заниматься активными видами спорта, например, катание на роликах, упражнения со снарядами или игра в футбол.

В современности существуют способы урегулирования проблем, связанных с соблюдением Шaбата, без нарушения еврейского закона (алахи). Например, есть «субботний лифт», который находится в движении постоянно и самостоятельно останавливается на каждом этаже. Широкое применение нашли шaбатние таймеры, автоматически включающие и отключающие свет, кондиционер или обогреватель. Также есть холодильники с функцией «субботнего режима», который отключает освещение и сенсоры, активирующиеся при открытии двери.

Согласно мнению духовных светил, субботний отдых не означает лишь необходимость отказаться от работы. Цель Шабата заключается в достижении полного покоя с той целью, чтобы пробудить и освободить силы для духовного развития. Однако такого состояния можно достичь только при полном освобождении от всех повседневных забот, включая решение деловых вопросов. В Шабат, помимо прочего, есть запрет на заработок денег, обсуждение рабочих процессов, а также не рекомендуется просить нееврея выполнять работу вместо еврея.

Нарушать запреты Шабата можно только ради спасения жизни (пикуах нефеш) — для лечения человека в экстренных случаях, когда без нарушения обойтись невозможно, или для защиты жизни в условиях нападения, военных действий или природных катастроф.

Что в Шабат можно и нужно делать?

Точное время начала Шaбата зависит от местоположения и всегда указывается в еврейском календаре. С началом Шабата неразрывно связана такая традиция, как Кабалат Шабат (встреча Субботы). Подготовка к Шаббату начинается еще утром в пятницу, чтобы придать приближающемуся Шaбату особую атмосферу праздника и духовно значимого дня. Домашние дела и готовку еды заканчивают заранее. Взрослые и дети принимают душ и одеваются в праздничную одежду.

За 18 минут до захода солнца (в Иерусалиме — за 40 минут) женщины (замужние — обязательно с покрытой головой) зажигают свечи в помещении, где будет проходить трапеза в честь Шабата. Перед зажжением свечей в коробочку для цдаки кладут отложенные в течение недели деньги.
Хозяйка дома или старшая женщина в семье зажигает свечи первой, а затем остальные женщины зажигают свои. Девочки и незамужние женщины зажигают одну свечу, а замужние — две. Две свечи символизируют две грани заповеди Шaбата, приведенные в Торе: «Помни день Субботний» и «Храни день Субботний». Можно зажечь дополнительные свечи за каждого ребенка или внука.

Перед зажиганием свечей женщина закрывает глаза и произносит благословение. Шaбат для женщины начинается с благословения над свечами. Если в доме нет хозяйки, то это делает хозяин дома. Зажигание свечей считается обязательной заповедью для каждого еврея. Традиция гласит, что свечи Шaбата приносят в дом мир и святость. Молитвы, произносимые после зажигания свечей, считаются особо благоприятными для Вс-вышнего, поэтому после зажигания свечей принято обратиться к Нему своими словами, от всего сердца попросив о самом сокровенном. На время Шабата отодвигаются траурные обряды и переносится большинство постов.

В синагогах перед началом церемонии Кабалат Шaбат есть обычай читать нараспев Шир аШирим — Песнь Песней. Также одной из традиционных песен в Шaбат является гимн «Леха Доди» — «Пойдем, мой друг, навстречу невесте», олицетворяющий глубокую связь между Вс-вышним и еврейским народом, а женатые мужчины прославляют своих жен в «Эшет Хаиль» — эта песнь представляет собой фрагмент из книги Притчей Царя Соломона, начинающийся словами «Кто найдет жену доблестную?».

Каждый Шабат, согласно постановлению мудрецов, принято устраивать три обязательные трапезы. Первую проводят вечером в пятницу, с заходом Шабата, вторую — в первой половине дня, третью — перед закатом. В соответствии с концепцией онег шабат — наслаждения Шабатом, еда и питье в этот день должны быть вкусными и обильными, поэтому продукты для трапезы выбирают заранее и самые лучшие.

Перед первым и вторым приемом пищи произносят Кидуш – формулу освящения Субботы. Текст вечернего Кидуша включает в себя псуким из главы Берейшит, которые призваны воздать хвалу Шабату. Первый отрывок «И был вечер, и было утро» произносится шепотом, после чего происходит благословение на вино и прославление Создателя за освящение Ним Субботнего дня. По окончании каждого благословения присутствующие отвечают «амен». Не изменяются правила и для утреннего Кидуша, однако есть небольшое отличие. Если в доме нет вина, то вечерний Кидуш лучше делать на хлеб, в то время как утренний Кидуш в таком случае предпочтительнее сделать на хамар медина — наиболее распространенный в стране кошерный напиток.

Праздничные трапезы являются одним из знаков уважения к Шабату, а еще это хороший повод собраться всей семьей за столом и пригласить друзей, обсудить актуальные отрывки из Торы и поблагодарить Б-га за успешную неделю.

Один из традиционных атрибутов праздничного стола в Шабат — две халы (חַלָּה), причем первоначально этим словом называли не красивый плетеный хлеб, а заповедь отделения части от выпечки, которую передавали коэнам — священникам Храма. В наши дни традиция отделения халы сохранилась, но отделенный кусочек теста обычно заворачивают в пакет и выбрасывают, или сжигают.

Как провести Шабат с пользой?

Шабат — это, безусловно, день отдыха, однако это не значит, что весь день мы должны только вкушать вкусную пищу и лежать на диване. Напротив, этот период отдаления от мирских забот важно использовать правильно — в первую очередь, для изучения Торы, а также для роста в молитве и исполнения тех заповедей, которые мы можем совершать, не боясь нарушить каких-либо шaбатних запретов.

Вот лишь несколько примеров того, как можно использовать время Шабата для духовного развития:

  • Изучение в синагоге или дома недельной главы Торы, аспектов алахи и всего, что связано с религиозным еврейским мировоззрением и образом жизни;
  • Участие в подготовке к Шaбату вашей общины или участников различных еврейских образовательных инициатив вашего города или района;
  • Исполнение заповеди гостеприимства (ахнасат орхим) — возможность пригласить на Шабат домой гостей, которым негде или не с кем провести Шaбат;
  • Конечно же, это отличное время для того, чтобы уделить внимание своей второй половинке и детям. Детвору можно привлечь к уборке дома и сервировке стола накануне Шабата, а после его начала — провести с ними увлекательную викторину на знание недельной главы, вместе почитать адаптированные для детей книги по иудаизму или прогуляться всей семьей.

Завершение Шабата

Шабат завершается примерно через час после захода солнца, с наступлением темноты и появлением на небе трех звезд. Перед началом новой трудовой недели обязательно нужно достойно проводить Царицу Субботу, чтобы на возвышенной ноте расстаться с этим днем и правильно настроиться на будни.

В этом призвана помочь церемония авдалы (הַבְדָּלָה, разделение) — ритуала «отделения» покидающего наши дома Шaбата от грядущих будничных дней, который включает три благословения — «…боре при а-гафен» и благословение «…а-мавдиль». Традиционно ее проводят, зажигая плетеную свечу, с наполненным выше краев бокалом вина и ароматной смесью благовоний.

После авдалы во многих общинах принято исполнять особые песни, посвященные проводам Шaбата, с надеждой на благополучную неделю и добрые вести от пророка Элиягу, который сообщит о приходе Машиаха. Самым известным таким гимном является «Амавдиль«, предположительно составленный Ицхаком бен Иегуда ибн Гиатом, жившим в 11 веке.

Для чего нам Шабат? Выводы

Итак, в соответствии с еврейской традицией Шабат представляет собой не просто время отдыха и бездействия, но и является выражением благодарности за достигнутое, своего рода празднованием успешно выполненной работы. Шабат учит нас тому, что каждое наше действие должно иметь цель и мы не должны тратить время напрасно.

Необходимо направлять нашу энергию и усилия на достижение правильных целей, и самое главное, всегда сохранять веру в конце пути. Результатом этих усилий будет вечная ощущение радости, подобное Тому, какое мы испытываем, наслаждаясь покоем Шабата. Именно в Шабат каждый еврей получает дополнительную душу — наши силы в изучении Торы, молитве и духовных размышлениях удваиваются. Для нас открываются врата, через которые ощущаем веяние будущего, ибо Шабат «миэйн олам аба» — подобен грядущему миру.

Шабат — это возможность каждую неделю напомнить себе о том, ради чего Вс-вышний создал наш мир и поместил в него каждого из нас, достойно оценить дар жизни и осознать, что наша истинная цель в этом мире — не накопление материальных ценностей и денежных сумм в банке, а нечто намного более возвышенное — единение нашей Б-жественной души с ее началом и постепенное приближение к вечности. Переживания и эмоции, которые мы испытываем с наступлением Шабата, имеют невероятное духовное значение. Давайте ценить этот особый день еще больше, и с его приходом на порог не забудем пожелать друг другу «Шабат Шалом»!

Смотрите также:

Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra

И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra/

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com