Поделиться

✡️🪔 Могилы праведников. Часть 3-1 | Меира Шлепаков

Могилы праведников Меира Шлепаков Часть 3-1

Могилы праведников Меира Шлепаков Часть 3-1

Могилы праведников — Киврей цадиким. Часть 3-1

Можно выделить четыре основные идеи, объясняющие смысл обычая посещать могилы праведников:

  1. Само место захоронения обладает особыми свойствами из-за находящихся там физических останков праведного человека.
  2. Посещение могил способствует раскаянию. (Это относится к любым могилам, а не только к могилам праведников).
  3. Душа умершего способна обратиться с молитвой к Б-гу и попросить о милости для живых. Это может произойти вследствие:

а) посещения могилы праведника

б) молитвы, обращенной к Б-гу, произносимой у могилы праведника и упоминающей его косвенно («в заслугу…»)

в) непосредственного обращения к душе праведника.

  1. Возможность соединения души человека с душой праведника.

Это вкратце, чтобы всем сразу было ясно, о чем дальше пойдет речь, даже тем, кто продолжение читать не будет.  Подробности займут еще несколько страниц. В этом посте только начало.

Пишет Рамбан (1), что люди, постоянно помнящие о Б-ге и любящие Его, чьи мысли в любое время и при любых обстоятельствах неразрывно связаны с Ним, сами могут стать обителью для Шехины.

Эту идею развивает его последователь Ран (рабейну Нисим Геронди, Испания, 14 век) (2):

Подобно тому, как Иерусалимский Храм был местом, подходящим для нисхождения и раскрытия света пророчества и мудрости, изливающихся оттуда на весь Израиль, также и люди, являющиеся пророками и мудрецами, подходят для восприятия и раскрытия божественного света, передающегося от них ко всем достойным людям их поколения.

Божественное влияние передается от них не только при жизни, но и после смерти, так как на костях, служивших сосудом для божественного света, даже после смерти сохраняется ощущение его присутствия. И поэтому сказали мудрецы, что имеет смысл простираться на могилах праведников и молиться рядом с ними, так как молитва, произнесенная в этом месте, будет принята с большей благосклонностью из-за того, что там находятся останки тела, в котором раскрылся божественный свет.

И ещё через поколение мысль Рана продолжает р. Йосеф Альбо (Испания, 14-15 век) (3):

На предмете, воспринявшем божественный свет, даже после того, как свет уходит, от него остается след. И поэтому сказано, что после разрушения Храма, место, на котором он стоял, обладает святостью. И также сказано, что вещи, служившие для святости (тфилин, чехол для свитка Торы и т.д.), не выбрасывают, а хоронят, так как на них остается след божественности, вместилищем которой они были раньше.

И то же самое можно сказать о теле, бывшем вместилищем для души. Даже после смерти, когда душа покидает тело, на нём остается запечатленный след от того божественного света, который оно восприняло при жизни.

И доказательством этого служит история, приведенная в Танахе (4), об умершем человеке, скатившемся в могилу пророка Элиши. Кости Элиши обладали такой силой, что умерший, дотронувшись до них, ожил и встал на ноги. И нет сомнения, что душа Элиши тогда уже покинула останки тела, так как к тому времени прошло уже больше года после его смерти, и умерший ожил благодаря божественности, след которой запечатлелся на костях, служивших её обителью.

И поэтому во времена бедствий мы простираемся на могилах праведников, так как место, где находятся кости, служившие вместилищем божественности, в большей мере подходит для раскрытия божественного благословения.

И, видимо, именно исходя из подобных соображений многие галахические авторитеты написали, а точнее Маариль (14-15 век, Германия) написал, а остальные повторили, что могилы праведников – это «место святое и чистое, и молитва, произнесенная на святой земле, лучше принимается [Небесами]» (Маариль (5), Бээр хейтев (6), Кицур шулхан арух (7), Каф а-хаим (8) и другие). Впрочем, некоторые из них сочли выражение «святая земля» неуместным и пропустили его.

И не спрашивайте меня, какое это имеет отношение к христианству и «святым мощам».

_______

(1) — רמב»ן על דברים י״א:כ״ב
(2) — דרשות הר»ן ח׳:יא
(3) — ספר העקרים, מאמר ד ל״ה
(4) — Мелахим II, 13:21
(5) — מהרי»ל, מנהגים, הלכות תענית
(6) — באר היטב אורח חיים תקפ״א:י״ז
(7) — קיצור שלחן ערוך קכ״ח:י״ג
(8) — כף החיים על שולחן ערוך אורח חיים תקפ״א:צ״ה:א

Читайте также:

Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra

И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra/

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com