Поделиться

Тайны Берешит | Урок 3

В прошлом уроке мы говорили о том, что первое проявление Вс-вышнего — это хесед, и о том, что такое «Торат хесед» — безграничная Тора, которой человек учит других. Но если раньше мы обсуждали вещи более общие, то сейчас для того, чтобы понять, что нам хочет сказать рав Гутнер, нужно будет немного углубиться и поработать головой.

Рав Гутнер рассказывает нам о таком понятии, как «прислуживать Торе». Что это значит? Не просто слушать Тору от учителя, а найти настоящего мудреца Торы и «ходить с ним» — наблюдать за его повседневными действиями и на этом учиться. Это даже более важно, чем непосредственно изучение Торы.

Каждый, кто удостоился прислуживать мудрецам, мог лично увидеть и убедиться, что тема благодарности у них краеугольна и невероятно важна. Есть даже отдельное понятие акарат атов, которое можно примерно перевести как «постижение благодарности» и в котором заключен более глубокий уровень понимания того, что же для еврея значит благодарность.

Легендарный глава ешивы Мир, рав Хаим Шмулевич, сказал, что важны все человеческие качества — доброта, честность и остальные, но есть одно качество, без которого человек — не человек. Это качество — благодарность. И если человек неблагодарный, проблема даже не в том, что это плохой человек; он просто не подходит под определение человека. Человек — это тот, кто обладает качеством благодарности.

Рав Гутнер спрашивает: «Где находится корень качества благодарности?». Почему мы должны благодарить?

Есть такое правило: «Ненавидящий подарки будет жить». Когда человек не любит получать подарки из скромности — это хорошее качество. Однако, в этом вопросе нужно отделять скромность от гордости и, следовательно, быть честным с собой.
Когда человек получает от кого-то подарок, он становится обязан этому человеку.

Рав Хаим Шмулевич задает вопрос: «Откуда мы знаем, какова пропорция нашей обязанности благодарить по отношению к сделанному нам добру?». Ответ он приводит на примере истории, написанной в Торе: когда Моше, который вырос в семье фараона и был принцем, увидел, как египтянин-надсмотрщик издевается над еврейским рабом, он убивает надсмотрщика и вынужден бежать из Египта. Прибыв в Мидьян, он сталкивается с дочерьми Итро, верховного жреца Мидьяна, и спасает их от разъяренных пастухов. Поговорив с Моше, дочери Итро пришли к отцу и сказали, что благодарить за их спасение нужно египтянина. Ясно, что речь идет не о Моше, так как он был светлокожим. Так почему благодарить египтянина? Если бы не тот случай с рабом, Моше не бежал бы из Египта и не спас бы дочерей Итро. Вот до какой степени может доходить уровень благодарности.

Когда человек воздает добром за добро, уменьшается «качество подарка» от первого добра, которое он получил. А тот, кто не воздает добром за добро, по сути совершает воровство, так как не выполняет своего обязательства.

Продолжение смотрите в видео-уроке!

Серия уроков «Тайны Берешит» рава Шимона Левина:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com