Поделиться

✡️🪔 Могилы праведников. Часть 3-2 | Меира Шлепаков

Могилы праведников Меира Шлепаков Часть 3-2

Могилы праведников Меира Шлепаков Часть 3-2

Могилы праведников — Киврей цадиким. Часть 3-2

Сказано в трактате Таанит Вавилонского Талмуда (1) о днях семи постов, объявляемых, когда до определённого срока нет дождей: «Почему идут на кладбище? Разошлись во мнениях раби Леви бар Хама и раби Ханина. Один сказал: «Показать, что мы для Тебя как умершие», а другой сказал: «Чтобы умершие попросили о милосердии для нас».

В чём выражается [практическое] отличие? В том, что [по второму мнению не подходят] могилы неевреев».
Иерусалимский Талмуд (2), в отличие от Вавилонского, говорит, что у посещения кладбища в пост есть только одна причина: «Почему отправляются на кладбище? Чтобы сказать: «Отнесись к нам так, как будто мы уже умерли».

Рамбам (3) решает спор, приведённый в Вавилонском Талмуде, в пользу раби Леви бар Хама, называет только первое мнение и вообще не упоминает второе: «В дни семи постов, в тех местах, где объявлен пост, после молитвы все идут на кладбище, плачут и умоляют, как бы говоря: «вы умрёте, как умерли эти люди, если не оставите свой дурной путь».

Кроме того, он несколько изменяет слова Талмуда, где поход на кладбище является своего рода обращением к Б-гу, и понимает их как призыв к присутствующим там людям вернуться на правильный путь. Таким образом, по мнению Рамбама, общественный поход на кладбище является способом психологического воздействия, побуждающего народ к раскаянию.

Но и у второго мнения, за которым стоит мистическая идея о возможности оказать влияние на души умерших, призвав их обратиться к Б-гу с просьбой о милосердии для живых, нашлась своя «группа поддержки» в лице Раши (4) и Тосфот (5).

Тур (6), Шулхан Арух (7) и аМеири (8), как и Рамбам, признают только первое мнение, а Ритва (Испания, 13-14 век) (9) и многие (10), а может быть и все??? ашкеназские авторитеты прошлого считают легитимными оба мнения.

Как посещение кладбища побуждает к раскаянию – это, наверно, и так всем понятно. Когда человек осознаёт, что его земной путь рано или поздно, но неизбежно, закончится, и что всё, что он так стремился заполучить в этим мире, в конце концов окажется бессмысленным, он может по-другому взглянуть на свою жизнь, провести переоценку ценностей и исправить свои проступки.

И не случайно во многих ашкеназских общинах существовал обычай, известный по меньшей мере с 14 века, приходить на кладбище в дни, основным мотивом которых является раскаяние, — накануне Рош а-шана и накануне Йом-Кипура. И здесь также важно еще и то, что в момент чистосердечного раскаяния молитва человека становится намного более искренней и благосклоннее принимается Небесами (11).

Но если раскаяние может быть вызвано посещением любых могил, в том числе могил неевреев, то для придерживающихся второго мистического мнения – «Чтобы умершие попросили о милосердии для нас» — подходят только могилы тех умерших, чья молитва может быть услышана Всевышним.

И так пишет Раши (12): «Могилы неевреев не подходят, потому что они даже за себя не могут попросить, тем более за нас». А лучше всего для этого подходят могилы праотцев. Про них говорит мидраш Эйха Раба (13): «[Всевышний сказал пророку Йермиягу]: Иди, позови из могил Авраама, Ицхака, Яакова и Моше. Они умеют плакать».

_______

(1) — תענית ט״ז א
(2) — תלמוד ירושלמי תענית ב׳:א׳
(3) — משנה תורה, הלכות תעניות ד׳:י״ח
(4) — רש»י על תענית ט״ז א:ז׳:א׳
(5) — תוספות על סוטה ל״ד ב:ז׳:א׳
(6) — טור, אורח חיים תקע״ט:א׳
(7) — שולחן ערוך, אורח חיים תקע״ט:ג׳
(8) — מאירי על תענית ט״ז א:ה׳
(9) — ריטב»א על תענית ט״ז א:א
(10) — משנה ברורה תקנ״ט:מא, מטה אפרים תקפ״א:נ, מגן אברהם תקע״ט:י״א, שני לוחות הברית, עשרת הדברות, מסכת ראש השנה, נר מצוה י״ח וכו’
(11) — דרכי משה, אורח חיים תקפ״א:ד׳
(12) — רש»י על תענית ט״ז א:ז׳:א׳
(13) — איכה רבה, פתיחתא כ״ד

Читайте также:

Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra

И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra/

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com