Поделиться

Гмара: Человек должен наниматься на «чуждое служение», но не просить милостыни?

Уроки Гмары на неделю (7 – 13 мая):

«Следуй за наименьшей из формулировок»
«А здесь – hигиой», «сделка состоялась», или «товар приобретен»
«Ты это имел в виду, и ты это получил»
«Поскольку выпал жребий для одного из них, приобрели все»
«Там устроили рабонон дело, которое хорошо и продавцу, и покупателю»
«И пришел кредитор и отнял» — или «…и забрал»
«Средний вариант»
«Потому что из сотни не выходит»
«Есть те, кто наследуют и передают наследство…»
«Самый близкий – самым первым»
В Торе — только одно право сына, и только одно право брата
«Но стихи же написаны не так!»
«Сказал раби Элозор: Всегда пусть человек прилепляется к хорошей семье…»
Человек должен наниматься на «чуждое служение», но не просить милостыни?
«Он вернулся к Б-гу всем сердцем»
И каждая дочь, наследующая удел…
Может ли женщина передать наследство?
Он сказал ему: «Я пошлю?»
«Этот не хочет учиться»

Интересные места в Геморе
Даф а-йойми, 12 мая 2017
Бово Басро, лист 110a.

«Всегда пусть человек наймется к авойдо зоро, но не…».

Человек должен даже наниматься на «чуждое служение», но не просить милостыни.

Оказывается, есть, действительно, такая Мишно – ну, на самом деле это Брайсо, в трактате Сойфрим, по-моему, — и именно ею оправдал себя Йеhойносон, внук Мойше, когда пошел работать священником для идола. Нанялся на работу, да? Получил там «тлуш», как в Израиле говорят, — а нанялся он священником для идола Михи. Это в Шойфтим, в Танахе.

На самом деле, поясняет Гемора, все-таки до этого дело не доходит. Все-таки эта Мишно не разрешает наниматься священником. Но все-таки Мишно такая есть, и сказано в ней именно так! И Рашбом ее очень подробно объясняет.

Имеется в виду, что если у великого мудреца Торы нет денег, то ему нужно идти работать – и зарабатывать, — но не просить милостыни. И работа эта может быть даже совершенно позорной, ОК? Чужим для него служением, чужой для него работой, типа, обдирать туши павших животных на рынке, за деньги, разумеется. И все будут его видеть, и он не должен будет смущаться, ему нельзя будет стесняться этого.

Рашбом объясняет, что к талмид-хохому, мудрецу Торы, относится довольно много законов, требующих от него хранить свой почет, вести себя так, чтобы люди его уважали. Типа, ему запрещено выйти с пятном на одежде – знаменитый закон, который Рашбом здесь снова напоминает. Но при этом говорит Рашбом так. Если он занимается ремеслом, чтобы получать от него пропитание, это не позорно. В этом нет ничего позорного, и нельзя считать это для себя позорным, ОК? Вот так вот, с разных сторон, много-много раз он это повторяет.

И это не просто доброе пожелание, это еще и такая Алохо, это написано в Шульхан Орухе, Йойрэ Део, 255. Хотя в наше время, если человеку предлагают деньги, чтобы он мог учиться и не работать, то он не должен отказываться, потому что положение Торы в наше время не такое, как было во времена Гиллеля, ОК? Но это уже отдельная история.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com