Поделиться

Гмара: «Но стихи же написаны не так!»

Уроки Гмары на неделю (7 – 13 мая):

«Следуй за наименьшей из формулировок»
«А здесь – hигиой», «сделка состоялась», или «товар приобретен»
«Ты это имел в виду, и ты это получил»
«Поскольку выпал жребий для одного из них, приобрели все»
«Там устроили рабонон дело, которое хорошо и продавцу, и покупателю»
«И пришел кредитор и отнял» — или «…и забрал»
«Средний вариант»
«Потому что из сотни не выходит»
«Есть те, кто наследуют и передают наследство…»
«Самый близкий – самым первым»
В Торе — только одно право сына, и только одно право брата
«Но стихи же написаны не так!»
«Сказал раби Элозор: Всегда пусть человек прилепляется к хорошей семье…»
Человек должен наниматься на «чуждое служение», но не просить милостыни?
«Он вернулся к Б-гу всем сердцем»
И каждая дочь, наследующая удел…
Может ли женщина передать наследство?
Он сказал ему: «Я пошлю?»
«Этот не хочет учиться»

Интересные места в Геморе
Даф а-йойми, 11 мая 2017
Бово Басро, лист 109а.

«Но стихи же написаны не так!».

Гемора задает прямой вопрос: зачем ты так подробно и с таким интересом разбираешься в порядке наследования, если он весь тебе вы стихах прямо выписан?. И отвечает: «Эти стихи написаны в неправильном порядке», ОК? И здесь объясняет это основополагающий – ну, или, по крайней мере, любимый – Рашбом.

Как можно вообще так поступить со стихами? Как можно заявить, что заданный нам в Торе, прямо в Хумаше, порядок неверен? Что это вообще такое?

Рашбом объясняет, что в пользу этого есть два соображения, — и мы поймем, почему их именно два.

Во-первых, если принять порядок стихов, то он будет противоречить здравому смыслу. Там вначале сказано, что наследуют братья отца, а потом – что отец, ОК? А так вообще не может быть. Как связаны с умершим братья его отца? Они – вторая ступень родства, правильно? Они связаны с ним через отца, который – первая ступень.

В первую очередь родственником является отец, а уже потом, из-за того, что он родственник, его родственники, то есть братья, тоже родственники умершего. И перепрыгнуть через первую ступень, через отца, при наследовании братья отца при всем желании никак не могут. Если отец жив, то он, естественно, и наследует, на нем все обрывается и дальше не идет.

Сами по себе эти рассуждения – внимание! – абсолютно ни в чем не убеждают. Потому что мы много раз видели в Торе, как даже имущественные законы противоречат здравому смыслу. Кто следил за нами в Бово Комо и в Бово Мецийо, сразу это вспомнит – мы много раз это отмечали. Поэтому Рашбом продолжает:

Отрывок при этом устроен так. В нем есть общее правило: кто ближе по родственной связи, тот и наследует, ОК? Это там тоже сказано. А еще там есть множество частных законов, которые частью соответствуют этому правилу, а частью ему прямо противоречат. И что мы с этим делаем? Мы заявляем, что следуем общему правилу, а частные стихи вообще не нужны.

Ну вот, еще лучше. Стихи из Торы ему теперь не нужны… И Рашбом тут же объясняет: разумеется, они црихи туво, так он говорит, очень-очень нужны. Конечно, они нужны – из каждого из них делается какой-то вывод, и в Геморе, обещает Рашбом, все эти выводы будут. Но для прямого смысла этих стихов они действительно не нужны и не используются. Вот это уже действительно бывает в Торе сплошь и рядом, ОК?

Вот в каком смысле стихи в Торе написаны неправильно – только так это и можно понимать.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com