Поделиться

Гмара: «Там устроили рабонон дело, которое хорошо и продавцу, и покупателю»

Уроки Гмары на неделю (7 – 13 мая):

«Следуй за наименьшей из формулировок»
«А здесь – hигиой», «сделка состоялась», или «товар приобретен»
«Ты это имел в виду, и ты это получил»
«Поскольку выпал жребий для одного из них, приобрели все»
«Там устроили рабонон дело, которое хорошо и продавцу, и покупателю»
«И пришел кредитор и отнял» — или «…и забрал»
«Средний вариант»
«Потому что из сотни не выходит»
«Есть те, кто наследуют и передают наследство…»
«Самый близкий – самым первым»
В Торе — только одно право сына, и только одно право брата
«Но стихи же написаны не так!»
«Сказал раби Элозор: Всегда пусть человек прилепляется к хорошей семье…»
Человек должен наниматься на «чуждое служение», но не просить милостыни?
«Он вернулся к Б-гу всем сердцем»
И каждая дочь, наследующая удел…
Может ли женщина передать наследство?
Он сказал ему: «Я пошлю?»
«Этот не хочет учиться»

Интересные места в Геморе
Даф а-йойми, 9 мая 2017
Бово Басро, лист 107а.

«Там устроили рабонон дело, которое хорошо и продавцу, и покупателю».

Если покупатель должен был получить определенное количество товара, а получил – по Рашбому, это не важно, — что теперь? Ясно, что он должен будет потом часть отдать или часть получить, в этом нет вопроса. Вопрос в другом: то, что сейчас у него в руках, он приобрел или нет? Что он должен будет сделать – просто отдать часть или отдать все и делать киньян заново?

Теперь усилим вопрос. Мы обсуждает ситуацию конкретно с точки зрения Шмуэля.

Вот теперь ответ должен быть ясен. На листе 86 мы очень долго и подробно это обсасывали. Если пшеницу продают по рублю за литр, то каждый отмеренный литр приобретен. А если договорились так: «Я тебе продаю ведро пшеницу по рублю за литр», — вот теперь, пока все ведро не будет отмерено, даже на последнем литре стороны могут передумать. Это однозначно так, и мы пытались объяснить это с точки зрения теории киньяна.

А вот теперь только что, на предыдущем амуде, выяснилось вот что. Если двое братьев поделились – поровну, как положено, — а потом вдруг появился третий брат, как теперь поступить? Рав говорит: ясно как. Рав вообще во всей этой Геморе придерживается одной стабильной точки зрения. Они делили на двоих, а надо было на троих, верно? Значит, раздела вообще не существует, все неправильно, и все заново. Шмуэль говорит: нет. Каждому ведь полагалась часть, верно? Каждый таки получил свою часть и еще немножко лишнего, верно? Каждый получил свою часть, киньян произошел, а этот вот лишний кусок, который у них сейчас в руках, нужно будет вернуть. И каждый из них «отщипывает», по выражению Геморы, третьему.

Значит, получается, что если взято больше – или взято меньше, напомним, что по Рашбому это одно и то же, — киньян произошел! А как же тогда с ведром пшеницы? Получается, что если продается ведро пшеницы, а взят пока только один литр, киньян на этот литр должен был состояться! Как же они могут передумать?

И Гемора без всяких проблем объясняет:

Почему, меряя пшеницу, мы не говорим, что сделан киньян на каждый литр, и почему на самом деле можно передумать? Это рабонон, наши учителя, мудрецы Талмуда, так установили, потому что это выгодно обеим сторонам! Получается, что все наши теории насчет того, какой и как там работал киньян, — наплевать и растереть, говорит Гемора. Это, оказывается, просто такое отдельное специальное решение рабонон. И на самом деле, не будь этой истории с тремя братьями и спором Рав и Шмуэля на эту тему, мы бы так об этом и не узнали и продолжали думать, что под это можно подвести какую-то теорию. Ну, зато теперь мы знаем.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com