Поделиться

Гмара: «Поскольку выпал жребий для одного из них, приобрели все»

Уроки Гмары на неделю (7 – 13 мая):

«Следуй за наименьшей из формулировок»
«А здесь – hигиой», «сделка состоялась», или «товар приобретен»
«Ты это имел в виду, и ты это получил»
«Поскольку выпал жребий для одного из них, приобрели все»
«Там устроили рабонон дело, которое хорошо и продавцу, и покупателю»
«И пришел кредитор и отнял» — или «…и забрал»
«Средний вариант»
«Потому что из сотни не выходит»
«Есть те, кто наследуют и передают наследство…»
«Самый близкий – самым первым»
В Торе — только одно право сына, и только одно право брата
«Но стихи же написаны не так!»
«Сказал раби Элозор: Всегда пусть человек прилепляется к хорошей семье…»
Человек должен наниматься на «чуждое служение», но не просить милостыни?
«Он вернулся к Б-гу всем сердцем»
И каждая дочь, наследующая удел…
Может ли женщина передать наследство?
Он сказал ему: «Я пошлю?»
«Этот не хочет учиться»

Интересные места в Геморе
Даф а-йойми, 8 мая 2017
Бово Басро, лист 106б.

«Поскольку выпал жребий для одного из них, приобрели все».

Наследство или совместное владение – недвижимостью, хотя Рашбом отмечает, что это к движимости тоже относится, — можно делить по жребию. И, собственно так обычно и делают. Вначале тщательно делят все, что нужно поделить, на равные части, все подсчитывают и все учитывают (это поясняет Реэм в Шито Мекубецес), то есть заботятся о том, чтобы части были равными по стоимости, по удобству и так далее, — а потом по жребию выбирают, кому из участников какая из этих равных частей достанется. Так вот, как только первый из участников взял свой жребий, киньян, приобретение, сделан всеми. Это слова Геморы, больше она ничего не говорит.

Теперь. Все ясно, если их двое. Тогда можно сказать, что второй может и не тянуть – все равно там осталась только одна доля. А если их было трое? Первый, действительно, приобрел свое – а остальные двое? Они же ведь не приобрели, потому что каждый из них должен выбрать себе одну из двух долей по жребию!

Так вот, Рашбом считает, что оставшиеся двое теперь могут поделиться и по-другому. Только первый получил однозначно, остальные теперь как бы двое компаньонов, которые делятся заново. А тот же Реэм в другом месте Шито Мекубецес утверждает, что уже никто не может отказаться, они теперь обязаны продолжать жребий.

Почему? Почему результаты жребия вообще кого-то к чему-то обязывают?

Потому, что изначально Эрец Исроэль делили по жребию, то есть такой киньян в Торе присутствует. Рашбом предлагает и другую логику, но в конце он на самом деле и сам от нее отказывается под давлением Геморы.

Но при разделе Эрец Исроэль, спрашивает Гемора, были ведь чудеса – Раши на Хумаш их подробно перечисляет, а Рашбом здесь намекает. ОК? Как же можно сравнивать? Как можно сказать, что там сработал жребий, и тут тоже срабатывает жребий? Это же совершенно разные жребии! Жребий без чудес – это же совершенно другая история!

Ответ Геморы: здесь участники радуются, что все согласились, и вот это вот удовольствие делает им киньян. Ради того удовольствия, что остальные согласились, каждый из них, как это называется в Геморе, «гомар у-макни», то есть соглашается отдать другим их доли, а себе взять вот эту. Рашбом аккуратно, а Ран в Шито Мекубецес жестко и однозначно объясняют, что это самое удовольствие только подкрепляет изначальный киньян с помощью жребия, но не составляет отдельного киньяна, хотя в Геморе бывает и так.

Бывает, что само удовольствие уже составляет киньян. Но в данном случае это не так, в данном случае киньян делается с помощью жребия, а удовольствие – это только подкрепление этого киньяна, вместо чудес. А вот почему здесь работает не как в других местах, почему здесь само удовольствие не может стать киньяном, — Ран, как и Рашбом, этого не объясняют. Ран только ссылается на Рашбома, а Рашбом только говорит, что из строения Геморы следует именно такое объяснение. Почему это так, никто из них не интересуется.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com