Гмара: «Сказал раби Элозор: Всегда пусть человек прилепляется к хорошей семье...» – Vaikra.com
Рав Александр Кутуков

Родился в 1966 году в Москве.
Учился в физматшколе №2 г. Москвы, потом – на Физтехе, закончил в 1989 году. Тогда же пришел учиться во вновь открытую ешиву в Кунцево. Потом учился в ешиве «Огалей Яаков» у рав Хаггая Прешела.
Занимался изучением Торы, преподаванием, переводами и еврейской журналистикой.
В 2003 году переехал в Израиль и через полгода поступил в колель Швут Ами, где учится по настоящее время. По-прежнему занимается всем этим, кроме журналистики.
Дома есть цветы, кошки, жена и шестеро детей.
Интересы, кроме Торы, разносторонние и бессистемные.

Гмара: «Сказал раби Элозор: Всегда пусть человек прилепляется к хорошей семье…»

Уроки Гмары на неделю (7 – 13 мая):

«Следуй за наименьшей из формулировок»
«А здесь – hигиой», «сделка состоялась», или «товар приобретен»
«Ты это имел в виду, и ты это получил»
«Поскольку выпал жребий для одного из них, приобрели все»
«Там устроили рабонон дело, которое хорошо и продавцу, и покупателю»
«И пришел кредитор и отнял» — или «…и забрал»
«Средний вариант»
«Потому что из сотни не выходит»
«Есть те, кто наследуют и передают наследство…»
«Самый близкий – самым первым»
В Торе — только одно право сына, и только одно право брата
«Но стихи же написаны не так!»
«Сказал раби Элозор: Всегда пусть человек прилепляется к хорошей семье…»
Человек должен наниматься на «чуждое служение», но не просить милостыни?
«Он вернулся к Б-гу всем сердцем»
И каждая дочь, наследующая удел…
Может ли женщина передать наследство?
Он сказал ему: «Я пошлю?»
«Этот не хочет учиться»

Интересные места в Геморе
Даф а-йойми, 11 мая 2017
Бово Басро, лист 109б.

«Сказал раби Элозор: Всегда пусть человек прилепляется к хорошей семье, потому что вот Мойше женился на дочери Йисрой и т.д.».

Человек должен всегда вступать в родственные связи именно с хорошей семьей, то есть жениться на девушке из хорошей семьи, потому что Мойше женился на дочери Йисрой, и с его внуком были проблемы, а Ааройн, наоборот, женился на дочери Аминодова, предводителя колена Йегуды, и с его внуком проблем не было.

Сама фраза, собственно, понятна. Нужно выбирать в жены девушку из семьи праведников, и видно это на примере Мойше и Ааройна, ОК? Мойше женился на дочери Йисрой, который выкармливал телят в жертву для авойдо зоро, для идолов, и внук его, Йеhойносон, сын Гершома, сына Мойше, служил идолам. А Ааройн женился на дочери Аминодова, и от него произошел Пинхос, который был прямо наоборот, который боролся против идолопоклонства.

Проблема в том, что по содержанию этой фразы сразу возникает несколько вопросов. На один из них Мааршо отвечает прямо, а на другой – косвенно, но очень интересно.

Итак, говорит Мааршо: у человека есть некая природа, которая толкает его либо к праведности, либо, наоборот, к служению идолам. И проявляется она не только в нем самом, но и в его детях и внуках. Но тоже именно как природа, ОК? Как некая склонность. Человек может ведь и обуздать свои склонности, правильно? У него есть еще и разум, который тоже подсказывает ему, что делать. И даже как природа это проявляется не всегда, а «по большей части».

Довольно редко Мааршо так поясняет Гемору, но здесь он говорит, что утверждение Геморы о том, что если дедушка служил идолам, то и внук тоже будет служить идолам, верно не всегда, а только «по большей части». Другими словами, есть праведники – потомки злодеев, — это тоже объясняет Мааршо. Что характерно, по Мааршо – это не Авроом, не Ицхок и не Ривко, ОК? Мааршо подчеркивает, что потомство было совершенным только у Яакова, поскольку сыновья Яакова были уже потомками трех поколений праведников.

А что же праотцы? Давайте зададим другой вопрос. А что же, собственно, сам Йисрой? Йисрой же не был идолопоклонником, в конце он сделал тшуву, он стал гером! Он служил только Б-гу? Почему же, интересно, его дочь несла в себе природу идолопоклонства?

Приходится сказать, что если человек по природе злодей, то он может таки стать праведником, и заслуга его будет велика, безусловно, поскольку он обуздал свою природу, он сделал гораздо больше того, что делает праведник по природе, — но при этом природа его останется той же самой, и эта природа будет передана детям. То есть если человек имеет склонность поклоняться идолам, но ведет себя как праведник, он передает своим детям природу идолопоклонника.

Но заодно он передает им и воспитание, и умение себя сдерживать и так далее.И в поколениях праведников эта злодейская природа будет ослабевать, — кроме того. То есть мы имеем дело с некоторым объективным законом, не зависящим от воли человека. Человек может стать праведником – это зависит от его воли. Но детям передаст свою природу, объективную природу злодея.

Грустно, господа, да? Хотя, разумеется, его дети тоже, как и он сам, смогут себя исправить, и тогда у его внуков и правнуков будет надежда победить и эту природу тоже.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Александр Кутуков

Родился в 1966 году в Москве.
Учился в физматшколе №2 г. Москвы, потом – на Физтехе, закончил в 1989 году. Тогда же пришел учиться во вновь открытую ешиву в Кунцево. Потом учился в ешиве «Огалей Яаков» у рав Хаггая Прешела.
Занимался изучением Торы, преподаванием, переводами и еврейской журналистикой.
В 2003 году переехал в Израиль и через полгода поступил в колель Швут Ами, где учится по настоящее время. По-прежнему занимается всем этим, кроме журналистики.
Дома есть цветы, кошки, жена и шестеро детей.
Интересы, кроме Торы, разносторонние и бессистемные.