Гмара: «Потому что из сотни не выходит» – Vaikra.com
Рав Александр Кутуков

Путь в еврействе начал с обучения в ешиве в Кунцево. Потом учился в ешиве «Огалей Яаков» у рав Хаггая Прешела.
Занимался изучением Торы, преподаванием, переводами и еврейской журналистикой.
Попав в Израиль, поступил в колель Швут Ами, где учится по настоящее время.
Интересы, кроме Торы, разносторонние и бессистемные.

Гмара: «Потому что из сотни не выходит»

Уроки Гмары на неделю (7 – 13 мая):

«Следуй за наименьшей из формулировок»
«А здесь – hигиой», «сделка состоялась», или «товар приобретен»
«Ты это имел в виду, и ты это получил»
«Поскольку выпал жребий для одного из них, приобрели все»
«Там устроили рабонон дело, которое хорошо и продавцу, и покупателю»
«И пришел кредитор и отнял» — или «…и забрал»
«Средний вариант»
«Потому что из сотни не выходит»
«Есть те, кто наследуют и передают наследство…»
«Самый близкий – самым первым»
В Торе — только одно право сына, и только одно право брата
«Но стихи же написаны не так!»
«Сказал раби Элозор: Всегда пусть человек прилепляется к хорошей семье…»
Человек должен наниматься на «чуждое служение», но не просить милостыни?
«Он вернулся к Б-гу всем сердцем»
И каждая дочь, наследующая удел…
Может ли женщина передать наследство?
Он сказал ему: «Я пошлю?»
«Этот не хочет учиться»

Интересные места в Геморе
Даф а-йойми, 9 мая 2017
Бово Басро, лист 107б.

«Потому что из сотни не выходит».

Следующий способ вынести в этом случае приговор суда. Всего будет три способа, два Гемора объявляет понятными, а один – непонятным. И вот, второй понятный способ вынести решение об оценке, если мнения разошлись, будет таков.

Напоминаем, трое судей оценили землю так: 20, 25 и 30. Это – в больших монетах «слоим», в каждой из которых по 4 монетки, так что всего получается 80, 100 и 120 монет, ОК? Второй способ оперирует этими числами: 80, 100 и 120.

То, что математика тут ни при чем, мы уже сказали. Нужно выбрать какой-то алгоритм, решить, по каким правилам мы действует, и тогда решение получится само собой. Раби Элозор бе-раби Цодойк нашего первого способа не принимает, и по очень интересной причине. У нас получилось 100, правильно? Итоговое решение было 100. И это решение совпало с мнением одного из судей, так? Именно этого не принимает раби Элозор бе-раби Цодойк. Не может быть, чтобы один оценил точно, а остальные ошиблись, так не должно быть. Очевидно, что если мнения разошлись, то истина где-то посередине и не совпадает ни с одним из них. Но так у нас не получилось, правильно? В середине оказался второй. Поэтому мы говорим так: двое оценили примерно правильно, а один сильно ошибся. ОК? Вот, собственно, алгоритм, который он предлагает.

В таком случае у нас сразу получаются два варианта. Либо правы первый и второй – более или менее правы, — в таком случае истина между 80 и 100, то есть 90. Или же правы второй и третий, в таком случае, соответственно, истина между 100 и 120, то есть 110. Уже проще, нужно выбрать всего-навсего из двух вариантов. ОК? Приговор бейс-дина может быть либо 90, либо 110, и мы должны выбрать.

И мы говорим так. 90 эта земля точно стоит. Это ведь верно по обоим вариантам! 90 за нее точно можно выручить. А вот 110 – по некоторым мнениям, она столько не стоит! Значит, потребовав 90, мы не ошибемся, не обманем, а потребовав 110, можем ошибиться и обмануть покупателя.

Собственно говоря, это объяснение известного принципа Геморы тофасто мерубо ло тофасто – «если ты ухватил слишком много, ты не ухватил», тофасто муот тофасто – «если ты ухватил мало, ты ухватил». И Рашбом, а вслед за ним и Тойсфойс прямо говорят, что здесь Гемора пользуется именно этим принципом.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Александр Кутуков

Путь в еврействе начал с обучения в ешиве в Кунцево. Потом учился в ешиве «Огалей Яаков» у рав Хаггая Прешела.
Занимался изучением Торы, преподаванием, переводами и еврейской журналистикой.
Попав в Израиль, поступил в колель Швут Ами, где учится по настоящее время.
Интересы, кроме Торы, разносторонние и бессистемные.