Уроки Гмары на неделю (7 – 13 мая):
«Следуй за наименьшей из формулировок»
«А здесь – hигиой», «сделка состоялась», или «товар приобретен»
«Ты это имел в виду, и ты это получил»
«Поскольку выпал жребий для одного из них, приобрели все»
«Там устроили рабонон дело, которое хорошо и продавцу, и покупателю»
«И пришел кредитор и отнял» — или «…и забрал»
«Средний вариант»
«Потому что из сотни не выходит»
«Есть те, кто наследуют и передают наследство…»
«Самый близкий – самым первым»
В Торе — только одно право сына, и только одно право брата
«Но стихи же написаны не так!»
«Сказал раби Элозор: Всегда пусть человек прилепляется к хорошей семье…»
Человек должен наниматься на «чуждое служение», но не просить милостыни?
«Он вернулся к Б-гу всем сердцем»
И каждая дочь, наследующая удел…
Может ли женщина передать наследство?
Он сказал ему: «Я пошлю?»
«Этот не хочет учиться»
Интересные места в Геморе
Даф а-йойми, 11 мая 2017
Бово Басро, лист 109а.
Рашбом: «А здесь только одно».
Мы уже говорили, что здесь – первоисточник закона о статусе сына, о том, как сын наследует, после кого и так далее. И Рашбом, который вообще пишет пространнее, чем, Раши собирает здесь все, что надо было бы сказать.
Итак, в Торе есть только одно право сына и только одно право брата. Если смотреть строго на то, что сказано в Торе, то про сына сказано только одно, и про брата – тоже только одно. Сын становится мужем еврейской рабыни, если ее купил отец, а брат делает йибум, то есть вместо брата женится на его жене. И сейчас мы, собственно, выбираем, что предпочтительнее. И в зависимости от того, что из этих двух мы выберем сейчас, мы решим и все остальное, связанное с сыном и братом.
Если бы мы выбрали йибум, то во всех остальных законах вместо сына был бы брат. ОК? Если мы сейчас выберем йибум, то везде будет брат. Посвященное поле выкупал бы брат, а не сын. Владение еврейским рабом – еще один закон – переходило бы к брату, а к сыну не переходило бы. И наследовал бы тоже брат, и только потом сын.
И нам это было бы так же привычно и естественно, как нынешнее положение. И только потому, что, как мы сказали в предыдущем замечании, если есть сын, то уже нет йибума, — только поэтому мы точно знаем и привыкли, что наследник – это сын, а не брат. Только поэтому.